Трамвайному движению в Запорожье исполняется 80 лет

…И, представьте, что этот «другой» таки подъехал. Деревянный угловатый кузов, скамьи из дерева, под потолком – ручки на ремнях. Кондуктор дернула проволоку над головой, молоточек тюкнул по звонку в кабине водителя, и вагон, пошатываясь и дребезжа, покатил вперед.

Не получилось!
– Остановка «1898 год», – объявила кондуктор, и за окнами открылись скромные виды уездного Александровска. Его улочки освещают керосиновые фонари, а навстречу нам везут пассажиров лишь экипажи извозчиков. Между тем, в Киеве уже лет шесть как бегает по одноколейному пути первый в Российской империи трамвай. Вагончики уже целый год дребезжат по улицам соседнего губернского Екатеринослава. В Александровске о решении проблемы городского транспорта только думают – свои услуги по строитель-ству электростанции и проведению трамвая Городской управе предложил одессит Бродский. На рубеже веков александровская власть даже согласится – подпишет договор на проектирование этих сооружений. Увы, дальше этого не пойдет…

Не срослось!
– Следующая остановка – «1911 год», – объявила кондуктор. И наш необычный трамвай, позванивая, подъехал к красивому зданию первой городской электростанции на Екатеринославской (ныне Горького). Но на дорогах только все те же экипажи извозчиков. Исправить ситуацию пытается… Генеральный консул США. От заморского дипломата власти Александровска получают письмо следующего содержания: «Американские капиталисты заинтересовались вашим городом. Согласны ли вы выдать концессию на проведение электротрамвая, освещения, водопровода и пр.». «Отцы» Александровска даже ответили: мол, есть у нас уже электричество с водопроводом. За трамвай даже не заикнулись…
Проезжаем еще немного – остановка «1912 год». Между Южным вокзалом (ныне «Запорожье-1») и центром растущего Александровска уже везут горожан так называемые «линейки» – десятимест-ные, похожие на трамвайчики экипажи. Но они по-прежнему на конном ходу. Но вот мимо нашего вагончика проносится мальчишка – громко рекламирует газету «Александровский вестник». Что же там пишут? Ага, вот она – интересная заметка под названием «Электрический трамвай и бельгийцы в городе». Оказывается, наш город посетила и «подробно осмотрела» группа граждан Бельгии. «Приезд имеет тесную связь с устройством в Александровске электрического трамвая», – докладывают репортеры. И тут же обнадеживают горожан: «Результаты осмотра оказались вполне благоприятными, и вопрос об устройстве трамвая в городе будет поставлен на очередь». Но как бы ни так – скоро полыхнет пожар Первой мировой войны, затем революции, Гражданской войны. Отцам города долгие годы будет совсем не до трамвая…
На старт!
– …Подъезжаем к остановке «1932 год», – объявила кондуктор. И мы очутились уже в Запорожье, на площади Свободы. Перед нами – деревянный моторный вагончик и торжественный митинг вокруг него. Что там на календаре? 17 июля! Значит, в кабине вагоновожатого комсомолец Яков Куцевол. Сейчас он проведет по городу первый трамвай. Предстоит преодолеть одиннадцатикилометровый путь – от площади Свободы через Вознесеновку на Шестой поселок к плотине Днепрогэса. Кстати, до Вознесеновки можно прокатиться за 15 копеек, до конечной – 30. Только в первый день своей работы транспорт нового городского предприятия «Трамэлектро» перевезет 10 тысяч пассажиров – это почти десятая часть от тогдашнего количества жителей Запорожья!

По плотине!
Наш фантастический трамвайчик преодолевает еще два года. «Остановка «1934 год», – объявляет кондуктор, и мы останавливаемся рядом с плотиной, возле Дома общественных организаций (ныне –  горотдел милиции). Все в кумаче – 7 ноября! Сейчас здесь откроется новый трамвайный маршрут – уже седьмой в Запорожье! Вагончик-челнок под цифрой «7» будет сновать между левым и правым берегом Днепра. Специально для него по плотине Днепрогэса проложена полуторакилометровая одноколейная линия. «Семерка» будет ходить каждые полчаса с шести утра до часу ночи – непрерывно, вплоть до начала войны.

Битком!
– Остановка «1941 год», – доносится до нас, и мы попадаем в предвоенный город. Трамвай в нем – основной общественный транспорт. Уже действуют 11 трамвайных маршрутов – это 75 километров путей. Их обслуживает 115 вагонов. Добраться на них можно на Шестой поселок, Южный вокзал, Правый берег, Зеленый яр, к Пристани (ныне – речной вокзал) и, конечно же, к заводам – алюминиевому, ферросплавному, шамотному, ремонтно-механическому и имени Баранова (нынешний «Мотор»). За весь предыдущий 1940 год услугами запорожского трамвая воспользовалось – внимание! – более 60 миллионов пассажиров! А Запорожский горсовет 16 января 1941 года уже даже утвердил правила пользования электротранспортом. В них, кстати, уже есть льготы для депутатов (да-да, они еще активно пользуются общественным транспортом) – они имеют право входить в вагоны через передние площадки. Но пойди еще воспользуйся такой привилегией в час пик! «Я ждал трамвай, как все, неопределенное время, а потом ехал, если удавалось проникнуть внутрь или уцепиться снаружи. Трамвай был битком набит, внутри и снаружи обвешан людьми, как новогодняя елка игрушками. Пассажиры висели на подножках, на окнах, на буферах между вагонами, на заднем буфере, а некоторые ухитрялись даже на переднем», – вот так в одной из своих книг будет описывать свои юные проведенные в Запорожье годы известный писатель Владимир Войнович.

Все сначала!
– Следующая остановка – «1944 год», – объявила кондуктор, и мы попадаем в разрушенный войной город. Останавливаемся у руин – это бывшее депо. Из 115 вагонов, которые обитали здесь, сгорел 101! Депо бомбили целенаправленно – здесь находился склад боевой техники. Кроме того, полностью демонтирован ряд линий, отсутствуют рельсы, шпалы, сняты контактные линии. Что уж говорить, если трамвайное хозяйство города даже передано «Водоконалу», и теперь в городе действует предприятие «Трам-Водоканал»… Все надо начинать сначала. Тем не менее, уже к годовщине освобождения Запорожья по городу проходит первый послевоенный трамвай – он курсирует между Трампарком и Южным вокзалом.
Мы же путешествуем дальше. На очереди – остановка «1961 год». Въезжаем на Павло-Кичкас. Здесь на улице имени Лизы Чайкиной открывается второе трамвайное депо – «для улучшения транспортной связи жителей Заводского района». Да и чему удивляться – в 60-е годы Запорожье входит с 238 трамвайными вагонами. Общая длина сети, по которым они ходят, – более 90 километров!
– Следующая остановка – «Универмаг Украина», – удивляет нас кондуктор. Пока мы путешествуем не во времени, а всего лишь едем к новой остановке. Раньше она носила название «Подстанция», потом – «Узловая», теперь же здесь на углу Лермонтова и Ленина – красавец-универмаг. Внимательно слушаем кондуктора и слышим еще целый ряд новых названий. «12 апреля» – бывшая «Стадионная», она же еще раньше «Мостовой переход», «Проспект Жданова» – экс-«Челюскинцев», «Улица Мира» – ранее «Шлюзовая», вместо «Школы Пушкина» – одноименная площадь, а «Металлистов» объявляют как «ДК имени Жданова» (ныне «Автовокзал»).

Вагон идет до «Юности»!
– Остановка «1973 год», – объявила кондуктор, и за окнами появился почти новенький Дворец спорта «Юность». Для удобств его посетителей трамвай теперь ходит и сюда. А это значит, что творческие запорожцы могут дать волю фантазии и придумать строки вроде этих, которые написала наша землячка Людмила Волтер:
«Вагон идет до «Юности», до «Юности» вагон».
А у порога Юности мы перейдем в другой?!
Вагон идет до Юности… И только вот вопрос:
Из Детства или Старости? Назад или вперед?
– Следующая остановка – «1988 год», – снова взяла слово кондуктор. По рельсам мимо нас проносятся сугубо «иномарки». Все трамвайные маршруты города
(а их уже 15) обслуживают только чешские «Татры» – 314 вагонов. Общая длина трамвайных линий – почти 110 км! Именно в 88-м году ежегодный объем перевозок пассажиров в Запорожье достигнет своей пиковой цифры – 87 миллионов человек! Дальше этот показатель будет идти только на спад. Возможно, и из-за этого – с 87-го года горожане платят за одну поездку в трамвае «пятачок». Ранее хватало и трех копеек – трамвай был самым дешевым общественным транспортом.

Чудо?
А вот и остановка «2004 год». Наш необычный трамвай тормозит возле «Украины» – трамвайных путей, которые позволили бы нам промчаться дальше к порту имени Ленина, уже нет. Ждем объявления следующей остановки. Сказать «Вагон идет до «Юности» наш кондуктор не может – в 2005-м трамвайная линия к Дворцу спорта перестанет существовать…
– Наш трамвай, поехали! – возвращает меня в действительность голос любимой. Из-за поворота показался красный вагончик с надписью «Запорожскому трамваю – 80 лет», и мы заторопились к распахнутой двери. Поехали. Безо всяких чудес. Хотя стоп! Трамваи-то по Запорожью все еще бегают – потенциально 175 вагонов на 10 маршрутах. А это ли не чудо в наше сложное время? С днем рожденья, наш любимый трамвай!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *