ГлавнаяОбщество

Новости

В запорожских силовых ведомствах продолжаются кадровые конфликты

На земле, в небесах и на море

Сергей МАТЮПАТЕНКО, Максим ЩЕРБИНА №48 30 ноября, 2011

Советские армия, авиация и флот, наводившие ужас на противника своей мощью, давно стали историей. Хотя, по версии большинства историков, крушение СССР не в последнюю очередь произошло и из-за бездумной гонки вооружений, отнимавшей у страны необходимые для существования ресурсы. Впрочем, как бы там ни было, тогда военные служили честно: в вооруженных силах не наживались на крови солдат, с которых брали взятки за возможность служить в горячих точках, не крали миллионами и не понаслышке знали, что такое офицерская честь. Приказы были разными, но их всегда выполняли грамотно, честно и профессионально. Что осталось от традиций и в каком сейчас состоянии вооруженные силы, интересовались корреспонденты «Правды».

Равнение на реформу
2012 год должен стать годом существеннных изменений в украинских вооруженных силах

26 ноября 59 солдат срочной службы, призванные осенью этого года в армию, были приведены к присяге в воинской части «Уральские казармы». 1 декабря в Вооруженных силах Украины начинается новый учебный год – в течение двух недель солдаты будут изучать функциональные и должностные обязанности. А уже 6 декабря вся Украина отметит День Вооруженных сил. В связи с этими событиями «Правда» встретилась с начальником Запорожского гарнизона – военным комиссаром Запорожского областного военного комиссариата полковником Давидом Моиным.

Год реформирования
20 лет Вооруженным силам Украины – это, может быть, не очень громкая дата, но, тем не менее, за два последних десятилетия в украинской армии произошли колоссальные изменения. Если во времена СССР на территории Украины группировка войск составляла 780 тысяч военнослужащих, то сегодня Вооруженные силы Украины имеют в своем составе порядка 192 тысяч человек.
– 2012-й Президентом Украины объявлен годом системного реформирования вооруженных сил, – говорит военком области. – Для этого в проект бюджета на следующий год заложено 17,4 миллиарда гривен – это 1,2 процента от валового внутреннего продукта. К примеру, только на боевую подготовку запланировано потратить 748 миллионов, что в три раза больше, чем в 2011 году. На строительство и приобретение жилья для военнослужащих заложено 600 миллионов гривен. К тому же ожидается существенное реформирование системы управления вооруженных сил – это подразумевает сокращение дублирующих структур в Генеральном штабе и Министерстве обороны. Плановое сокращение украинской армии в 2012 году составит 8 тысяч человек. При этом с 1 января планируется увеличить должностные оклады военнослужащих на 55%.
В самом же Министерстве обороны Украины 2012-й объявлен годом «Офицера-лидера», а также годом, когда особое внимание будет уделено физической подготовке и спорту. Основной негатив, который усматривают в министерстве, – недостаточная подготовка офицеров первичного звена в военных учебных заведениях. То есть офицер, получивший профильное образование, должен уметь брать на себя ответственность за выполнение поставленной задачи и проявлять инициативу.
В 2011 году в Запорожской области не проведено ни одних сборов приписного состава. Причина – отсутствие финансирования. Такие пробелы, по словам офицеров, ощутимо сказываются на мобилизационной готовности. На следующий год финансирование на сборы уже запланировано.

О контрактниках и «срочниках»
Параллельно в следующем году будет решаться проблема укомплектованности контрактниками должностей сержантов. Военные отмечают, что сегодня в войсках все чаще можно столкнуться с ситуацией, когда офицеры берут на себя сержантские функции.
Если же говорить о состоянии контрактной службы в Запорожье в целом, то в области работает 176-й территориальный центр комплектования военнослужащих по контракту. В этом году план призыва на контрактную службу составил 303 человека. Область справилась с ним всего на 57% – призван 171 контракт-ник.
– Почему сегодня так важна роль контрактника? – продолжает Давид Моин. – Дело в том, что сегодня первичные офицерские должности – те же должности командиров взводов – не укомплектованы. Типичный пример – наша 55-я артиллерийская бригада Запорожского гарнизона. Для решения этой проблемы в 2011 году в Харькове открыт Центр подготовки сержантов Вооруженных сил Украины, где военнослужащего на сержантскую должность будут готовить не три месяца, как сегодня, а от одного года до двух с половиной лет.
Но пока статистика печальна: часть молодых офицеров уходит из армии сразу после завершения своего первого пятилетнего контракта. Основные причины – неудовлетворенность денежным содержанием, бытовые проблемы, отсутствие собственного жилья. Так, лейтенант, окончивший училище, получает порядка 2,8 тысячи гривен, но большая часть этой суммы уходит как раз на оплату съема квартиры. А за спиной у этих лейтенантов, например, образование финансового или тылового профиля, позволяющее легко найти работу вне вооруженных сил.
Что касается срочной службы, то в 2011 году было призвано порядка 2,5 тысячи запорожцев. По словам военного комиссара, с каждым годом призывники отбираются все более тщательно – помимо здоровья, призывные комиссии также обращают внимание на морально-деловые качества будущих солдат.

Накануне праздника
6 декабря для всех военнослужащих традиционный выходной. При прочих равных условиях, если не заступает в наряд или караул, увольнительную может получить даже солдат срочной службы. К тому же сегодня действует Указ Президента о шефстве над вооруженными силами – а в 2011 году аналогичное распоряжение издал губернатор Запорожской области. Например, над 55-й арт-бригадой шефствуют Ореховский, Пологовский и Гуляйпольский районы. В День Вооруженных сил ими для военнослужащих будет организован праздничный концерт.
– В 2011 году состоялся самый масштабный за время независимости нашей страны комплекс исследовательских командно-штабных учений «Адекватное реагирование-2011», в которых приняли участие все виды и рода вооруженных сил, – подводит итог полковник. – В ходе этого экзамена украинские вооруженные силы доказали, что способны выполнить поставленные перед ними задачи.

Поздравление
6 декабря в нашем государстве отмечается 20-я годовщина Вооруженных сил Украины. Вместе с государством Вооруженные силы прошли достойный путь своей новейшей истории.
От имени командования Запорожского гарнизона сердечно поздравляю всех военнослужащих, работников ВооруженныIMG_4048х сил Украины, членов их семей с 20-й годовщиной Вооруженных сил Украины! Желаю всем добра, согласия и оптимизма, благополучия, крепкого здоровья и счастья, успехов в деле служения украинскому народу.
Благодарю руководителей областной администрации и областного совета, местных органов самоуправления, общественных организаций, представителей СМИ за заботу о личном составе и повышении престижа военной службы.
Отдельные поздравления хотелось бы адресовать ветеранам вооруженных сил, всем тем, кто стоял у истоков создания украинской армии. В частности, областной ветеранской организации, возглавляемой Иваном Солодовником, и ветеранской организации, которую возглавляет генерал Виктор Короленко, за их хорошую, активную военно-патриотическую работу. В особенности с молодежью.
Полковник Давид МОИН, начальник Запорожского гарнизона, военный комиссар Запорожского областного военного комиссариата

Все против нас – один только ветер навстречу…
DON_8082В глубоком штопоре
В свое время наш город считался одной из стратегических точек дислокации боевых самолетов и систем ПВО СССР. На территории региона базировались 738-й истребительный полк, подразделение воздушно-транспортной авиации, авиабазы в Токмаке и Бердянске. Кроме того, профессиональных пилотов готовило училище ДОСААФ в селе Широком. Запорожские летчики выполняли огромный перечень задач, связанных с обороной страны, участвовали в боевых операциях и котировались на высшем уровне.
Если сравнивать с тем, что было, хочется плакать. Развалено почти все. От многих объектов остались практически руины. Давно расформирована авиабаза в Бердянске. В Токмаке не только разогнали персонал, но и успели быстро разобрать даже взлетно-посадочную полосу. От корпусов училища в Широком остались одни развалины. Та же участь постигла штаб и авиагородок истребительного полка. Напоминанием о героической истории служат полуразвалившийся мемориал и крыло от самолета в поросшем бурьянами сквере. Это – вместо памятника…

Нос по ветру
Выжить в нынешних условиях удалось лишь Мелитопольской бригаде военно-транспортной авиации. Летчики регулярно участвуют в совместных проектах Минобороны с зарубежными странами, помогая чиновникам зарабатывать немалые деньги. Уже третий год личный состав части обеспечивает выполнение операции «Казаки на льду». Правда, теперь она проходит под названием «Северный сокол» – наверное, для благозвучности.
На наших Ил-76МД летчики перевозят грузы на датскую полярную станцию «Норд» на острове Гренландия. Сказать, что это адская работа – ничего не сказать. Полеты в арктических условиях отличаются высочайшей сложностью и требуют полной концентрации. Температура в Гренландии нередко достигает отметки – 50оС при скорости ветра до 20 м/с.

Летчик жив – посадка удалась
Даже в такую погоду мелитопольские пилоты работают как заведенные: чтобы обеспечить бесперебойные полеты, на остров отправляют сразу несколько экипажей. Пока одни отдыхают, другие выполняют полеты.
«Аэродрома как такового там не существует, – рассказал «Правде» один из участников экспедиции. Но чем хороши наши самолеты – так это тем, что они позволяют садиться практически на снег. Но условия там – ужас. Полоса короткая. Попробуйте сесть! Видимости никакой. Радиотехнических средств навигации на земле тоже нет. Так и работаем…»
В течение последней операции наши ребята перевезли на полярную станцию более 700 тысяч тонн горючего и других грузов. Работали две недели, без выходных. За все про все партнеры заплатили порядка 350 тысяч долларов. Из этих денег летчики не получат ни копейки. Все уходит на счета Министерства обороны.
«Мы же военнослужащие. Многие говорят: тут на земле люди сидят, а ты носом крутишь – Гренландию ведь увидишь! А мне это уже не нужно. Раз слетал – и хватит. Кроме зар-платы, никаких выплат нам не полагается. Где справедливость? Пилоты из других стран согласны летать в таких условиях за суммы, в десятки раз большие. На эти копейки там никто и не посмотрел бы. А мы – как рабы», – жалуются летчики.

Первым делом…
В Запорожье есть и структура, которая уже много лет обеспечивает летчиков работой, а своих рабочих – зарплатой и высоким статусом. Это – предприятие «МиГремонт». Оборонный завод не только остался на плаву в годы тотального развала украинской экономики, но и по сей день работает для нужд авиации.
На предприятии ремонтируют военные самолеты. На днях тут завершили испытания двух Су-25, которые должны передать в Николаев. Эти легендарные штурмовики считаются лучшими в мире. Согласно планам Мин-обороны, к 2015 году все самолеты ВВС этого класса будут кардинально модернизированы. Военных не останавливает даже стоимость работ – обновление только одного штурмовика стоит 10 миллионов гривен.

Не сядет самолет – сядет техник
Как рассказал главный инженер «МиГ-ремонта» Сергей Фурдило, заказами завод обеспечен: «В прошлом году ушли две машины, в текущем – еще два Су-25. Когда они к нам поступают, тут их разбирают буквально до последнего болтика. Ошибок у нас не бывает! Механизмы и агрегаты тестируются на специальном стенде. Все, что требует замены, меняем. Кроме того, устанавливаем на самолеты новое оборудование, которое кардинально повышает их боеспособность».
По словам летчиков-испытателей Юрия Яковунника и Григория Грищенко, машины в полете ведут себя хорошо. Единственный недостаток этой модели – чрезмерная легкость: при сильном боковом ветре посадить самолет подчас бывает сложно. Но с этой задачей пилоты справляются. Зато у
Су-25 есть масса положительных характеристик, которые значительно повышают статус «Грачей».
После замены навигационной системы и прицела самолет может стрелять и сбрасывать бомбы даже вслепую. Причем с любой высоты. Точность обеспечит современная начинка, которую установили запорожцы.

На приколе
«Аврора» ядерной войны

post-3-13007639346765Военного флота на территории Запорожской области нет. Хотя, наверное, пограничники обидятся. Но согласитесь – не считать же, в самом деле, пару-тройку сторожевых катеров полноценными боевыми единицами.
Зато Запорожье может похвастаться почти «своей» подводной лодкой. Хотя все это – весьма условно. Об этом корабле в последние годы не говорил только ленивый. Над подлодкой смеются, шутят и откровенно издеваются. А между тем в свое время субмарина такого класса едва не спровоцировала третью мировую войну.
Во время советско-американского обострения подводные лодки типа «Фокстрот» плавали у берегов Кубы, заряженные торпедами с ядерными боеголовками. 27 октября 1962 года группа из одиннадцати американских эсминцев и авианосца засекла одну из советских субмарин и начала сбрасывать глубинные бомбы, чтобы заставить ее всплыть на поверхность.
Капитан подводной лодки Валентин Савицкий решил, что война уже началась, и дал команду приготовиться к стрельбе ядерными торпедами по американским кораблям. К счастью, другой офицер, который был на борту, Василий Архипов, убедил капитана не делать этого, а всплыть и ждать указаний из Москвы.
Так подводная лодка 641-го проекта чуть не стала «Авророй» ядерной войны. Позже американцы признали, что эта угроза была намного ближе, чем все думали и что «парень по имени Василий Архипов спас мир».

Вечная гавань
Подлодка «Запорожье» была спущена на воду уже после Карибского кризиса. В 1970 году под именем Б-435 она вошла в состав Северного флота, и ей довелось «повидать мир». Всего за свою службу субмарина совершила 14 дальних походов, с официальными визитами заходила в порты Гаваны и Туниса.
Однако с появлением атомных подводных лодок, которые практически не имеют ограничений дальности, субмарины проекта 641 перешли в статус просто неплохих лодок ближней зоны. Летом 1990 года внутренними водными путями Б-435 перевели на Черное море и зачислили в состав ЧФ.
Когда в 1997 году Украина и Россия делили флот, из предложенных плавсредств украинское руководство выбрало именно Б-435, назвав ее «Запорожьем», а нашей области досталась «почетная обязанность» взять шефство над лодкой. С того времени субмарина по-настоящему так ни разу и не вышла в море…

В топку!
Восстановления и возвращения в строй ДЭПЛ «Запорожье» – инициатива бывшего министра обороны Юрия Еханурова. Предыдущий министр Анатолий Гриценко заявлял, что лодка не имеет перспектив в структуре ВМС, поэтому ее надо списать и продать. Называлась и цена – вначале лодку «выставляли» за 70 миллионов долларов, потом – уже за 50. Однако «Запорожье» так никто и не купил, хотя в Минобороны говорили, что приобретением субмарины серьезно интересовалось тогдашнее руководство Джамахирии.
Специалисты отмечают, что мнение Анатолия Гриценко было не лишено логики: лодки проекта 641, такие как «Запорожье», списаны и утилизированы в подавляющем большинстве стран, которые в свое время их имели. Россия лишилась своих 641-х до 2000 года, в 2003-м две своих лодки «демобилизировала» Польша.
Субмаринами этого типа СССР в свое время снабжал своих союзников, поэтому они есть у Северной Кореи, Ливии и Кубы. Индия из своих четырех подлодок этого класса оставила две – для тренировок противолодочных кораблей.
Именно для тренировок, а также для того, чтобы поддерживать существование подводников «как вида» в украинских ВМС, нужно-таки поставить «Запорожье» «на ноги», говорят сторонники ремонта подводной лодки. Цена вопроса – около 2,4 миллиона долларов.

Море зовет меня…
Этот вопрос имеет давнюю историю. Практически с 1997 года, когда при распределении Черноморского флота субмарина досталась Украине, она простояла в ремонте. 22 февраля 2003 года в Балаклаве «Запорожье» уже торжественно спускали на воду после окончания доковых ре-монтных работ. До выхода в море осталась самая мелочь – установить новые аккумуляторные батареи вместо старых.
На помощь пришли запорожские шефы из «Укрзалізниці», которые выделили 18 миллионов гривен. Батареи решено покупать у греков, компании «Германос С.А.». В общей сложности они обошлись в 3,5 миллиона долларов. И тут выяснилось, что в иностранных аккумуляторах к советским субмаринам не подходят клеммы. Помимо того, и по габаритам батареи оказались не соответствующими стандартам…
«Запорожье» осталась стоять у причала 13-го судоремонтного завода в Севастополе еще шесть лет, а неподалеку – греческие батареи, накрытые навесом. Этот случай стал примером вопиющей бесхозяйственности или, скорее, преступлением, которое так и осталось безнаказанным. Представить себе, что специалисты до последнего не знали о том, что аккумуляторы из Греции не подходят, нереально. Впрочем, все осталось как есть. А лодка потихоньку стала частью современного фольклора.

…А я остаюсь на суше!
В интернет-форумах судьба подлодки стала темой широкого обсуждения. По мнению большинства пользователей, субмарина будет стоять на приколе, пока не утонет. В первую очередь это выгодно чиновникам Минобороны. «Причина ремонта этого металлолома имеет ту же подоплеку, что и причина вечного ремонта украинских дорог», – сформулировал общее мнение один из читателей.
По информации портала «Флот-2017», в мае 2009 года тогдашний начальник Генерального штаба-Главнокомандующий Вооруженными силами Украины генерал армии Украины Сергей Кириченко сообщил, что «Запорожье» будет готова к началу испытаний приблизительно через месяц. Все вопросы якобы закрыты. Аккумуляторы установлены, личный состав готов и ждет указаний. Правда, потом все в очередной раз отменили. По какой причине, не сообщалось.
Последнее упоминание о «Запорожье» было в конце 2010-го. Тогда действующее руководство Министерства обороны Украины заявило о масштабных ходовых испытаниях субмарины. Подводная лодка должна была завершить их до 31 мая текущего года и летом войти в боевой состав ВМС Украины. Швартовые испытания корабля состоялись. А вот об остальном… Одним словом, скоро закончится год, а сведений о завершении ходовых испытаний до сих пор нет. Более того, не слышно даже об их
начале…

СПРАВКА
Подводная лодка «Запорожье»
Порт приписки – Севастополь
Спуск на воду – 29 мая 1970 года
Современный статус – на испытаниях после ремонта
Тип корабля – большая океанская ДПЛ
Обозначение проекта – проект 641
Классификация НАТО – Foxtrot
Скорость (надводная) – 16 узлов
Скорость (подводная) – 15 узлов
Рабочая глубина погружения – 250 м
Предельная глубина погружения – 280 м
Автономность плавания – 90 суток
Экипаж – 83 человека
Водоизмещение надводное – 1952 т
Водоизмещение подводное – 2475 т
Длина наибольшая – 104 м
Ширина корпуса наибольшая – 7,4 м
Средняя осадка – 5,9 м
Торпедно-минное вооружение – шесть носовых и четыре кормовых ТА калибра
533 мм, 22 торпеды или 32 мины

Украина отправила своих военных в Ирак. Кроме войск наземного базирования, командование отправило в Ирак и единственную дизельную подводную лодку «Запорожье». Поездом…

Календарь

Ноябрь 2019
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Окт    
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930  

Архивы

Интервью

Валерий Зотов: «Главный успех Александра Поляка в том, что ему поверили люди»

23 сентября бывшему мэру Запорожья Александру Поляку исполнился бы 71 год. Накануне этой даты мы встретились с ближайшим соратником Александра Владимировича Валерием Зотовым и вот, что он рассказал о своем друге и старшем товарище…

Читать полностью...

Евгений Шевченко: «Налоговый пресс сдерживает развитие украинского бизнеса и самого государства»Координатор «Полка Победы» Андрей Иванов: «Новый языковой закон дестабилизирует Украину»Александр Васильев: «В Украине скоро появится рынок экологических товаров»

Ностальгия

Поздравляем любимых читателей с Днем Победы!

День Победы

 

«Правда» поздравляет всех своих читателей, которым дорога дата 9 мая как Дня Победы – праздника мужества и воинской славы.

 

Читать полностью...

Запорожские коммунисты отпраздновали ПервомайУшел из жизни ветеран запорожской журналистикиК 79-летию Владимира Высоцкого

Спорт

Леонид Ключик. 50 лет в футболе

kliuchik0

 

Ветераны запорожского «Металлурга» и донецкого «Шахтера» провели футбольный матч, посвященный 50-летию спортивной карьеры Леонида Ключика.

Читать полностью...

В запорожском «Металлурге» сменился тренерский штабВ Запорожье выбраны лучшие спортсмены годаЗапорожцы совершили «Яркий заплыв» по Днепру