Чего ждать жителям Запорожского региона от медицинских преобразований?

А ведь те годы, мягко говоря, были не из простых. Конечно, были у этой модели и минусы: бессмысленная гонка за койко-местом, территориальный принцип обслуживания пациентов, очереди, в которых можно было успеть стать не мальчиком, но мужем. Но все же определенный период людей лечили качественно и даже бесплатно. Чего, увы, нельзя сказать о нынешних временах независимой Украины.

«Потому что мы пилоты»
За 20 минувших лет существовавшая ранее система пришла в полную негодность по причине смены идеологии, политического режима, типа экономики. Понятное дело, что у этих явлений был один общий знаменатель – человеческий фактор в лице бывших комсомольцев. Не сразу, но некогда «товарищи» все же задумались, а потом и заговорили о необходимости преобразований в сфере медицины. Однако от слов ближе к делу перешли лишь в 2011-м. Тогда, 7 июля, Верховная Рада одобрила законопроект № 8603 «О порядке проведения реформирования системы здравоохранения в Винницкой, Днепропетровской, Донецкой областях и г. Киеве». Цель затеи – внедрить в подопытных регионах новые организационно-правовые и финансово-экономические механизмы. Конечный результат – четкое размежевание первичной, вторичной и третичной медицинской помощи при одновременном создании единой системы. Срок на необходимые реорганизации – три года (2011–2014).
Но с началом 2012-го СМИ пилотных территорий запестрели следующими заголовками: «Люди умирают из-за «новой» медицинской помощи», «В Украине проводят не медицинскую реформу, а сомнительный эксперимент», «Медицинская реформа: галопом по здоровью?». Бытует мнение, что тогда к шквалу таких публикаций привели банальное непонимание происходящего и неумение чиновников это происходящее растолковать. Также стоит отметить, что ярыми противниками внедряемых государством изменений стали депутаты от КПУ, не предавшие идеалы своего вождя. Именно их комментарии были основой для подобных публикаций. Но не стоит забывать, что на тот момент страну охватила очередная предвыборная гонка… Конечно, были о реформе и лестные отзывы. Таковые можно встретить и сейчас на официальных сайтах органов власти и Министерства здравоохранения Украины.
Каковы же успехи в реформировании на сегодняшний день? Чиновники от Минздрава называют несколько: развитие семейной медицины, удачная борьба с койками да местами, оптимизация финансирования в экспериментальных регионах. Сторонние наблюдатели более сосредоточены на неразрешенных проблемах: коррупция в кабинетах медучреждений, нехватка профессиональных кадров, отсутствие обратной связи между населением и реформаторами, порождающее негласное сопротивление.
К слову, с 1 января этого года в силу вступил Закон «Об экстренной медицинской помощи». Статья 3 закрепляет право каждого на бесплатную, доступную, своевременную и качественную экстренную медпомощь. Также в документе указаны ее основные принципы организации и функционирования. Но и это еще не все: с 1 января Кабмин установил нормативы прибытия бригады на экстренный вызов: 10 минут в черте города и 20 – вне города с момента получения вызова. Помимо этого, ввел понятие «неотложная помощь». По нормативу добраться по такому звонку нужно в течение часа.

А что у нас?
За этот вид оказания услуг как первоначальный этап реформирования и взялись в первую очередь. Пускай пока лишь на уровне согласований, подписей да печатей. Вот, к примеру, в минувшую пятницу прошла внеочередная сессия облсовета. Причина созыва – вопросы, имеющие непосредственное отношение к медпреобразованиям. В своем выступлении зам главы Запорожской облгосадминистрации Андрей Гамов, курирующий данное направление, отметил, что сейчас на повестке дня «создание дееспособной системы экстренной медицинской помощи области под единым центром управления с централизованной диспетчерской, необходимым центральным транспортом, медицинским оборудованием, GPS-навигацией».
– Структуру мы видим следующим образом. Типовое положение о центрах, утвержденное Кабмином, позволяет нам создать ТМО – территориальное медицинское объединение, в состав которого будут входить семь подразделений: базовые региональные станции города Запорожье, а также Мелитопольская, Васильевская, Бердянская, Токмакская и Пологовская региональные станции. Седьмое подразделение – это центр медицины и катастроф, который будет заниматься экстраординарными случаями, – пояснил депутатам Андрей Николаевич.
Для реализации этого плана в повестке дня были следующие проекты решений: о создании юридического лица Запорожской станции скорой помощи и «ТМО «Областной центр экстренной медицинской помощи и медицины катастроф» также с утверждением устава, согласование области по поводу приема движимого и недвижимого имущества от районных советов.
Далее перед присутствующими выступил начальник отдела экстренной медицинской помощи и медицины катастроф МЗ Украины Михаил Стрельников:
– Те проблемы, которые накопились в системе, мы ощущаем ежедневно. Ведь что означает, когда бригада «скорой» приезжает не вовремя? Это потерянная возможность сохранения жизни, рождения ребенка. То, что сегодня предлагает закон, – это квинтэссенция мирового опыта в экстренной медицинской помощи.
В завершении своего спича оратор по-просил поддержать предложенные вопросы. Сказано – сделано.
Последним слово взял присутствующий губернатор Александр Пеклушенко:
– Распорошенность материальной базы этой отрасли не позволяет квалифицировано и в сжатые сроки принять правильное решение, и машина, находясь в 20 км от базы и в 5 км от нового вызова, должна вернуться и вновь проехать эти 25 км, вместо того, чтобы в течение 3 минут приехать на место. Но сегодня произошел прорыв в создании экстренной медицинской помощи.
В своей речи Александр Николаевич обнадежил: государство должно выделить нашему региону 50 новых автомобилей и 12 млн грн. на медикаменты. Также он обязал своего зама Андрея Гамова и директора департамента охраны здоровья ОГА Андрея Запорожченко больше работать с населением: «С сегодняшнего дня в течение месяца вы каждый день должны информировать, и не из телестудий, а из существующих станций. Чтобы люди понимали, куда мы идем».

Дефицит
Потому во вторник Андрей Николаевич и Андрей Григорьевич провели брифинг для запорожских журналистов, на котором более подробно растолковали суть принятых решений и происходящего в местной медицине.
Во-первых, должностные лица пояснили необходимость создания нового юридического лица:
– Как вы уже знаете, центр будет состоять из семи структурных подразделений. Запорожская и Мелитопольская, как наиболее крупные региональные станции, будут в виде отдельных юридических лиц… Это создание позволит сохранить нам все кадры… Если юрлицо – то это один закон и штатное расписание. Если в составе – то персонала будет меньше. Мы поэтому и пошли на эту более громоздкую систему. Больше волокиты, но зато останется каждый человек, – рассказал Андрей Гамов.
От себя отметим, что в редакцию «Правды» неоднократно обращались как врачи, так и водители некоторых санчастей, обеспокоенные тем, что их якобы обязали написать заявление по «собственному» ввиду внутренней реорганизации, а брать обратно на работу не спешат. Однако выступающие неоднократно подчеркнули, что увольнять никого не будут. Более того, в системе наблюдается дефицит специалистов:
– Основной – во врачебным бригадах. Сейчас у нас около 65 % работающих от необходимого количества врачей и 90 % – покрытие фельдшеров, – отметил Андрей Запорожченко.
Всего в системе скорой помощи региона работает 2 495 человек при необходимости в 2 612.
Что касается приема-передачи имущества, данная процедура посредством соответствующих решений областных и городских сессий должна завершиться до
31 марта этого года. До этой же даты будет создана центральная диспетчерская на базе основной станции скорой помощи, расположенной на ул. Тамбовская, 8. «Там будет висеть огромная карта, на которой будут отображаться все 179 автомобилей, которые передадут области. Сигнал будет поступать через спутник, что позволит оперативно принимать решения и направлять на вызов тот автомобиль, который находится ближе. На каждой машине будут установлены GPS, рация, мобильный телефон и компьютерный планшет для проведения видеоконференция. Мы не исключаем ситуации, когда квалификации врача будет недостаточно. Тогда по скайпу он сможет связаться либо с нашей областной больницей, либо с другими специалистами и проконсультироваться… А с 1 апреля мы планируем, что созданная структура ТМО начнет финансирование всей области», – пояснил журналистам зам губернатора.
Планы, конечно, наполеоновские… Тем не менее, Андрей Гамов не скрывает, что поставленные сроки весьма жесткие и не все поставленные цели будут выполнены вовремя: «Не каждый автомобиль мы сможем обеспечить GPS. Потому карта не заработает с 1 апреля, но в течение этого года мы этого добьемся». По предварительным подсчетам внедрение в жизнь этого замысла потребует 3 млн грн. Деньги выделят из областного бюджета, потому как государственные, ввиду проволочек казначейства, не дошли.

Автопарк
Во время встречи много вопросов от представителей СМИ было по поводу наличия карет «скорой помощи» и их технического состояния. Поводом такому интересу послужило сообщение из курортного города. По словам председателя независимого профсоюза медработников Бердянска Ольги Август, там в 20-х числах января автомобили остались без горючего. По данной ситуации все еще идут разбирательства.
– Масштабно парк не обновлялся уже очень давно. В прошлом году частично удалось провести закупку 26 автомобилей класса «В» и четырех реанимобилей класса «С». Последние практически укомплектованы и могут выходить на линии. Автомобили типа «В» закуплены по процедуре класса «А». Вторая процедура их оснащения была проведена отдельными торгами… Всего у нас 179 автомобилей, работающих на территории области. Новых из них – 26 типа «А». Износ старых автомобилей типа «В» – примерно 75%. Это автомобили, проработавшие более 10 лет, – рассказал Андрей Запорожченко.
По словам директора департамента охраны здоровья ОГА, дефицит машин есть: «По нормативам мы должны иметь 1 автомобиль на 10 тыс. населения. Всего на область нам надо 250 автомобилей с учетом взаимозаменяемости».
В свою очередь Андрей Гамов заверил, что «скорые» останутся на прежних маршрутах.
Коснулись и установленных нормативов. В частности, журналистов интересовало, насколько реально добраться в пункт Б в сельской местности за 20 минут?
– Мы прекрасно понимаем, что дороги у нас не европейские. Хорошо это понимает и руководство области. Поэтому в рамках закона об экстренной помощи мы должны передать свое видение об их состоянии. В этом нам должны помочь главные врачи центров скорой помощи. Если финансирование строительства и ремонта дорог будет идти через призму скорой помощи, то, мне кажется, деньги появятся скорее и сроки будут более жесткими, – взял ответ Андрей Гамов.
В личной беседе с Андреем Николаевичем корреспонденты «Правды» поделились своими соображениями.
– Андрей Николаевич, что касается GPS. К примеру, мы ездили в Приазовский район, но навигатор показал нам дорогу, по которой, как оказалось, уже и на лошадях не ездят. В итоге мы потеряли больше часа…
– Здесь работа будет с тем провайдером, который будет делать сопровождение. Чтобы навигатор прокладывал маршрут по существующим дорогам, в каждом районе нужно будет просмотреть нанесенные карты и дороги. Я готов работать с программистами и прокладывать маршрут как положено. Также готов в ручном режиме подписывать путевые листы с объяснениями. Ведь задача проста – из пункта А нужно попасть в пункт Б. Допустим, навигатор нарисовал 5 км, а водитель доехал за 7 км. В таком случае он просто приложит пояснение, что какая-то дорога перерыта…
С другой стороны, мы хорошо понимаем, как на территориях эти машины бесконтрольно ездят и за арбузами, и на рыбалку. Но с введением навигации система станет более прозрачной. Более того, в каждом автомобиле, включая центральную диспетчерскую, будет установлен архиватор речи, и поступивший сигнал будет храниться два года. Потому как могут быть разные последствия оказанной помощи, и для того, чтобы потом найти виновного, мы и внедряем этот аппарат.
Да, что касается нормативов в 10 и 20 минут. Сейчас у нас по статистике в 95 % случаев бригады приезжают вовремя. Но как мы можем это проконтролировать? У нас есть время принятия звонка и время отзвона. Когда мы запустим центральную диспетчерскую, не сомневаюсь, что эта цифра изменится.
– Скорую помощь разделили на экстренную и неотложную. Как диспетчер будет определять категорию звонка?
– Он должен понимать ситуацию, опираясь на закрепленный перечень. Допустим, к экстренным вызовам относят любого вида отравления, обмороки, потеря сознания, скачок давления…
– Кто будет распоряжаться финансовыми потоками ТМО?
– У объединения будет главный врач, который и будет за это отвечать.
Во время брифинга стало известно, что на эту должность рекомендуют зама главного врача 5-й горбольницы по «скорой помощи» Станислава Конакова. Его кандидатуру будут утверждать на сессии областного совета.
По словам заместителя губернатора, с 1 января 2014 года грядет еще более глобальное реформирование медицины. Потому продолжение следует…

Справка
Автомобиль для транспортировки пациентов (класс «А») предназначен для транспортировки пациентов, предположительно не являющихся экстренными пациентами, в сопровождении медицинского персонала.
Автомобиль экстренной медицинской помощи (класс «В») предназначен для проведения лечебных мероприятий скорой медицинской помощи силами врачебной (фельдшерской) бригады, транспортировки и мониторинга состояния пациентов на догоспитальном этапе.
Реанимобиль (класс «С») предназначен для проведения лечебных мероприятий скорой медицинской помощи силами реанимационной или специализированной бригады, транспортировки и мониторинга состояния пациентов на догоспитальном этапе. Может поддерживать жизнь организма на протяжении 6-7 часов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *