Бунтующий педсовет: запорожские учителя требуют достойной зарплаты

 

Тем не менее педагоги своего добились: администрация уже пообещала, что прекратит практику принудительного отправления педагогов в неоплачиваемые отпуска, а также рассчитается со всеми долгами. В то же время для местных чиновников выступления доселе безропотных бюджетников стали крайне неприятным сюрпризом: на высшем уровне это могут расценить как неспособность «держать в узде» недовольных.

«Идите в отпуск! Неоплачиваемый…»
Учителя вышли на митинг в первый день весенних каникул. Если для детей он выдался праздничным (еще бы, можно отдохнуть от школы и надоевших наставников!), то для самих педагогов тайм-аут в учебном процессе ударил по карману. «Две недели назад нам сказали писать заявления об отпуске за свой счет. Всем – на один-два дня. По словам администрации, школа не укладывается в бюджетные рамки, поэтому нужно сэкономить на фонде заработной платы», – рассказала «Правде» преподаватель гимназии искусств, пожелавшая остаться неназванной.
По словам председателя отраслевого профсоюза работников образования Запорожской области Надежды Гринь, подобная практика в школах области применяется повсеместно: «Сегодня регион недофинансирован на 30 миллионов гривен. Дефицит не ликвидирован, и средств для этого у властей, насколько я знаю, нет. Директоров школ ставят в жесткие рамки – или «ужимайся», как знаешь, или тебе просто не продлят контракт. Поэтому руководители учебных заведений являются заложниками ситуации. Проблема – не в «плохих директорах», а во власти, которая финансирует отрасль по остаточному принципу».

«Отдайте наши деньги!»
Педагоги говорят: они и без того вынуждены влачить жалкое существование. Денег многим не хватает даже на проезд, не говоря уже о том, чтобы нормально одеваться и питаться. О самообразовании, покупке необходимой литературы и полноценном отдыхе речи вообще не идет. При этом многие вынуждены работать и за себя, и «за того парня», причем во втором случае – еще и без соответствующей оплаты.
– Я учитель высшей категории со стажем более 40 лет. В прошлом месяце на руки получила 1600 гривен. Только по платежке за квартиру я должна отдать полтысячи! Скажите, как на эти деньги можно прожить?! Я отчитала более 20 часов за коллег, которые были на больничных или на курсах. Администрация заявила: средств на оплату дополнительных часов нет! Ну что это за отношение?» – рассказывает Елена Бурляй, преподающая историю в СШ №37.
По словам учителей, терпеть подобные унижения у них уже просто нет сил. Между тем, улучшения ситуации в ближайшее время не предвидится. Работать в школе остаются только «старожилы». Молодежь сюда не заманишь. Выпускники вузов, не имеющие соответствующей категории и выслуги лет, получают сущие гроши.

Детские неожиданности
Запорожские учителя и врачи бастуют

Что такое работа в школе после окончания университета, рассказал бывший учитель СШ №56, порвавший с преподавательской деятельностью уже через полтора года. По словам Иннокентия, в учебное заведение он пришел по распределению (студентам-бюджетникам нужно было отработать в школе несколько лет после получения диплома).
– В Бородинском микрорайоне наша школа считалась наименее престижной. Рядом была гимназия №109, СШ №96 и 100. Те, кто мог, шли учиться туда. А к нам попадали все остальные – в основном, ребята из частного сектора. Если в классе было три-четыре адекватных ребенка, это считалось хорошо. Остальным ничего не нужно! Выдержать атмосферу «пустой аудитории», когда ты объясняешь предмет, психологически очень тяжело. А когда в конце месяца получаешь табуляграмму, и вовсе жить не хочется. В конце 90-х я зарабатывал порядка 200 гривен. Средней паршивости джинсы стоили сотню…
По словам Иннокентия, тяжелее всего молодым учителям приходилось поначалу. Класс обязательно начинает «щупать» нового преподавателя. Нередко случались провокации, иной раз доходило до открытых угроз. «После уроков встретимся», «А вы где живете?», «Вечером поговорим, может» – это все было в порядке вещей. Как правило, вначале на эти слова реагируешь остро, потом – просто привыкаешь. Нужно обязательно найти способ заставить себя уважать лидера класса. Провоцируют-то в основном «подпевалы», а настоящий инициатор смотрит, как педагог себя ведет, – вспоминает Иннокентий. – В этой ситуации важно не потерять лицо. В каждом конкретном случае ориентируешься, как поступить: или одернуть, или выставить за дверь, или высмеять. Если удачно «опустить» наглого ученика, у него надолго пропадает желание связываться с острым на язык педагогом».
Обязательные «три года каторги» Иннокентий так и не проработал. Нашел более высокооплачиваемую работу и уволился. По его словам, за все время никто из вуза ни разу не интересовался, продолжает ли работать в школе их выпускник. Как только молодой специалист принес справку о трудо-устройстве, о нем тут же забыли…

Ученик всегда прав
Педагоги признают: работать с детским коллективом всегда тяжело. Особенно, если в нем попадаются «отвязанные». От таких учеников всегда нужно ждать неприятностей. Дети знают, что учитель не может ни повысить голос, ни, тем более, ударить воспитанника. Порой нервы у учителей не выдерживают.
В СШ №87 Ленинского района в середине  90-х вынужден был уволиться молодой физрук. Здоровенного гандболиста невзлюбил один из «авторитетов» школы. На одном из уроков учитель не выдержал оскорблений и залепил парню оплеуху. Тот обратился за помощью к старшим братьям, и физрука избили по пути домой. Работать после этого учитель уже не смог. 
А недавно конфликт между педагогом и учащимся произошел в школе с. Марьевка Запорожского района. Там 26-летний историк сломал нос девятикласснику. Драка произошла, когда ученик в присутствии одноклассников обозвал преподавателя «чмом». «Мы мечтали о таком преподавателе. Сергей знал шесть языков, был очень эрудированным и интеллигентным. Ну а некоторых детей это раздражало. То, что ему тяжело проводить уроки, было заметно. Ученики его часто провоцировали…» – рассказали «Правде» коллеги историка. После драки на школьном крыльце, свидетелями которой стали десятки человек, в отношении учителя возбудили уголовное дело. Его уже уволили из школы. По мнению прокуратуры, судимость молодому педагогу обеспечена…

Педагогический террариум
Запорожские учителя против закрытия сельских школ

При всем этом учитель вынужден влачить полуголодное существование. Как удалось узнать, система оплаты труда преподавателя средней школы состоит из многоступенчатой схемы. Ее основой является базовый оклад. Он рассчитывается в зависимости от квалификации педагога.
Выпускники вузов являются специалистами. В процессе работы учитель может получить вторую, первую и высшую категории. Это дает определенную надбавку. Ставка учителя высшей категории (для того, чтобы ее получить, необходимо проработать в школе, как правило, более 15 лет) составляет 1208 гривен. После трех лет работы педагогу начинают насчитывать деньги за выслугу. За классное руководство доплачивают 25% оклада, проверку тетрадей государство оценивает на 5% меньше. Те, кому посчастливилось получить звание старшего учителя, имеют еще 10%. Немного повысить зарплату педагогам смогла Юлия Тимошенко: будучи главой правительства, она инициировала введение 20-процентной надбавки «за престижность профессии». При этом «Юлину доплату» получают не все – в некоторых районах на это не хватает средств. То же относится к «тетрадным» – проверку ученической писанины оплачивают только филологам и математикам…
Учителя говорят: высший потолок зарплаты в их профессии –
3 тысячи гривен. Однако это единичные случаи. В основном среднемесячный доход преподавателя составляет 1400-1800 гривен. Все доплаты рассчитываются от ставки. Для того чтобы ее выработать, необходимо вычитывать 18 часов в неделю. Выработать ставку удается далеко не всем. Если раньше в параллели было шесть-восемь классов, то сейчас это количество уменьшилось по крайней мере в три раза. Соответственно, часов на всех не хватает.
– В начале года, когда директор распределяет нагрузку, все смотрят друг на друга волком: кто-то получит свои 18 часов, а кому-то достанется 8-10. Исходя из этого, ты или сможешь «втиснуться» в зарплату или будешь занимать от получки до получки. Поэтому среди педагогического коллектива так много интриг, – говорит педагог с 20-летнем стажем Марина. – Я получаю 800 гривен в месяц. Единственная возможность подработать – «надомники». Это учащиеся, которые болеют и не могут посещать школу. Там идут неплохие доплаты, даже проезд компенсируют. Но этого все равно не хватает, да и сколько тех надомников может быть – два-три человека, не больше. За право учить таких детей тоже идет нешуточная борьба…

Прокрустово ложе
Если раньше учителя могли как-то выжить за счет повышения категорий, то сейчас и это стало нереальным. Директорам дана негласная разнарядка не повышать профессиональный статус подчиненных, чтобы сэкономить деньги. В школах закрываются кружки, за преподавание в которых учителя получали доплаты, сокращаются ставки лаборантов.
Высшую категорию педагоги получают только с санкции районо. Для этого необходимо проводить открытые уроки, участвовать в семинарах, презентовать ноу-хау в обучении. Весь инвентарь и подручные материалы, используемые при подготовке и проведении занятий, приобретаются за свой счет – на это школам уже давно денег не выделяют. Впрочем, даже при выполнении всех условий повышение категории не гарантировано.
«У нас двое преподавателей идут на «Учителя года». Раньше это чуть ли не автоматом подразумевало присвоение высшей категории. Ведь если человек номинируется на столь высокое звание, он априори должен отвечать всем требованиям. А сейчас им сказали – даже не ждите. В бюджете нет денег, категорию вы не получите. С каким настроением люди будут давать детям знания, как вы думаете?» – пожаловались в гимназии искусств…
«Если я не могу войти в бюджет, заявления на отпуск без содержания пишут все – вплоть до техничек. Просим, уговариваем. Люди входят в положение. Бунтовать никто не будет. От этого зависит, сколько часов тебе выделят в следующем учебном году. Поймите, это не прихоть директора! Мне же не жаль этих денег. У меня их просто нет! Мы вынуждены экономить на всем, – рассказала «Правде» руководитель одной из школ Хортицкого района. – Моющие препараты, ремонт классов, покупка методичек и т. д. Все ложится на плечи родителей. Они сдают деньги в фонды, которые являются незаконными. В любой момент к нам может прийти прокуратура и завести уголовное дело. О чем говорить, если мы стараемся в темное время уроков не проводить? Ни внеклассных часов, ни факультативов, ни секций… У меня лимит на электроэнергию, а сколько тот же спортзал «съедает», представляете?!

Запорожские учителя не хотят уходить в безоплатный отпускУчительский ультиматум
Несмотря на старания власти не допустить акции протеста, в митинге приняли участие сотни учителей. Выяснив, что настроения педагогов далеки от примиренческих, облгосадминистрация предприняла попытку сорвать митинг путем давления на Киев. Губернатор Борис Петров направил письмо на имя главы отраслевой организации профсоюзов с уверениями, что ситуация в регионе находится под контролем, и заявил, что не видит целесообразности в проведении акции.
За несколько дней до митинга руководство районо предупредило директоров школ о том, что участие педагогов в митинге может быть расценено как прогул – несмотря на каникулы, понедельник был для учителей обычным рабочим днем.
Поняв, что сдержать людей не удастся, отделы образования предложили забрать педагогам ранее написанные заявления о неоплачиваемых отпусках, полагая, что это поможет остановить волну протеста. Частично такие действия помогли достичь результата, однако количество присутствующих на митинге все равно оказалось для чиновников неприятным сюрпризом.
«Долгов по зарплате у учителей нет. Нет также задолженности с оплатой больничных, – заявил заместитель председателя обл-
госадминистрации Николай Ярмощук, взявший слово после выступления лидеров профсоюзного движения. Николай Анатольевич был мрачен и собран. Ему, как куратору гуманитарной сферы, предстоял неприятный разговор с губернатором. – Мы должны уважать друг друга, но на митинге никогда не будет принято правильное решение. Мой кабинет открыт для сотрудничества и диалога… Не нагнетайте обстановку, давайте сохранять стабильность», – призвал Ярмощук.
– Да разве это зарплата?! – ответили учителя. Среди них было несколько десятков воспитателей детских садов, ежемесячный доход которых составляет 900-1000 гривен. – Какая же это зарплата?! Поживи на нашу зарплату!
Участники митинга приняли резолюцию, состоящую более чем из 20 пунктов. Главное требование педагогов – повысить оплату труда. После этого часть митингующих отправилась в Киев, чтобы присоединиться ко всеукраинской акции. Замгубернатора покидал митинг в расстроенных чувствах. В течение всего времени рядом с учителями стояли представители профсоюза медиков. Как удалось узнать, с теми же требованиями в ближайшие две недели на площадь выйдут работники лечебных учреждений. В случае если власть останется безучастной, и те, и другие обещают бессрочную акцию протеста.

Депутат городского совета, председатель постоянной комиссии по гуманитарным вопросам Раиса Чухрай:
Раиса Чухрай

О реформе системы образования в областном центре:
– В Запорожье создан департамент образования и науки, молодежи и спорта, который возглавил Владимир Кузьменко. В департаменте будет два управления – образования и спорта и молодежи. В него вошло управление образования при горисполкоме, управление спорта и молодежи. Это даст новую структуру управления, другой функционал. На месте ликвидированных районных отделов образования будут созданы территориальные отделы департамента. Сейчас полным ходом идет процесс формирования штатов.
Несмотря на то, что эта система уже начала функционировать, результаты ее деятельности будут видны лишь спустя первое полугодие. Сейчас рано говорить о том, плохо это или хорошо. Время покажет. Ведь подобного опыта в Украине еще не было. Главное, чтобы не получилось так, что вывеска поменяется, а внутри все останется по-прежнему.
Но уже сегодня у директоров школ есть надежда на то, что в связи с ликвидацией районо уменьшатся хотя бы объемы бюрократического давления на учебные заведения.

О сокращении количества сельских школ:
– Когда-то я курировала малокомплектные школы в Приазовском районе. Поэтому говорю, опираясь на свой опыт: о каком качестве образования там можно говорить, если один учитель преподает в четырех классах? Причем не параллельных, а разных по возрасту. Поэтому сегодня надо в срочном порядке решать проблему подвоза детей. И подвозить их в те школы, где создана необходимая материально-техническая база и работают квалифицированные учителя-предметники. Нет ничего страшного в том, что ребенок проедет в автобусе 15-20 км, а затем также вернется домой.

О неоплачиваемых отпусках:
– В этом году бюджет был подан с дефицитом. И руководители на местах должны были разумно завести в сметы, оставляя недофинансирование на ноябрь-декабрь – период пересмотра бюджета. В прошлые годы в городском совете пересмотр бюджета происходил каждый месяц, и на образование регулярно добавлялись средства.
Объясню на примере. Допустим, школе на год необходимо 120 тысяч гривен, а государство выделяет лишь 100. Недостающие 20 – переносятся на последний месяц года. Сейчас же эти недостающие 20 тысяч по чуть-чуть распределены по всем месяцам, и теперь их надо закрывать каждый месяц. В общем, указание идет с самых верхов, а винят во всем директоров школ.
Но в самое ближайшее время в Запорожье этот воп-
рос будет решен, и подобная практика больше не повторится.

{odnaknopka}

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *