В Запорожье уничтожают последнюю память о боевой авиации

Запорожские летчики осуществляли огромный перечень задач, связанных с обороной страны, участвовали в боевых операциях, выполняли интернациональный долг. Однако с развалом Союза все оказалось загубленным на корню. А сейчас и вовсе уничтожается последняя память о славной истории. В Минобороны приняли решение «пустить под нож» последние МиГ-25 – легендар-ные истребители, ставшие символом мощи совет-
ской авиации…

 

Разрушенный мир
На главной площади военного городка – грязь и запустение. Сегодня тут все поросло травой. Мемориал к юбилею 738-го полка находится в удручающем состоянии. На месте сорванных плит – голые плоскости, исчерканные граффити. Под штыком, устремленным в небо, – горы пластиковых бутылок и битого стекла.
– Рядом с этим местом находился наш штаб. Сейчас от него остались руины. Разрушен и дом офицеров. Между прочим, в свое время он считался одним из лучших в Украине, – проводит экскурсию по родным местам крайний (у летчиков не принято говорить «последний») замкомандира истребительного полка Николай Дербенев.
Подполковник Дербенев частый гость в военном городке. Он – единственный, кто приходит к мемориалу, чтобы привести его в порядок. У районных властей для этого нет ни средств, ни желания. «Ну, хотя бы траву покосили! Ведь это памятник, в конце концов. Я здесь убираю, а пацаны местные, которые видят меня постоянно, спрашивают: дядя, Вы что, дворник? Я говорю – да, дворник. Больше ведь некому…»
Рядом с этим местом находятся военный лицей «Защитник» и часть внутренних войск «Гепард». Ни курсанты, ни руководство учебного заведения, ни, тем более, правоохранители участия в охране территории не принимают. Заброшенный комплекс в полной мере характеризует состояние нашей авиации – былая слава с каждым днем тускнеет, а память и традиции по-крываются толстым слоем пыли. Навести порядок здесь просто некому. В конце концов, это всего лишь история. А она сегодня не нужна.

Чтобы помнили
738-й истребительно-авиационный полк ПВО СССР был сформирован в Армавире в 1941-м. Уже через два года в ходе боевых действий часть оказалась в Запорожье, где базировалась до конца войны. После победы руководство Военно-воздушных сил приняло решение оставить полк здесь: в нашем регионе было сосредоточено множество стратегических предприятий, которые нуждались в полноценной защите.
В планах Генштаба это был второй рубеж обороны: в случае, если бы наши самолеты не смогли сдержать наступление противника на Черноморском побережье, помешать врагу прорваться вглубь страны должны были запорожские летчики.
В 1968 году запорожцы впервые после Великой Отечественной участвовали в боевой операции. В период волнений в Чехословакии 738-й полк перебросили под Остраву. А потом понеслось: трудно назвать самую удаленную точку на территории Союза, где не побывали бы запорожские летчики.
«Наш полк был на хорошем счету: выполнял сложнейшие учебно-боевые задачи на полигонах, осваивал самолеты третьего-четвертого поколений, – вспоминает Николай Дербенев. – На новые типы самолетов мы переходили одними из первых: МиГ-15, МиГ-17, Як-28П… А в середине 80-х мы получили полный комплект самых современных на тот момент реактивных истребителей МиГ-25»…

Супер-машина
– Это был не самолет – сказка! – вспоминает крайний командир 738-го полка Юрий Васенин. – Он мог сам заходить на посадку, снижаясь до 50 м. Потом уже летчик отключал автопилот и выполнял посадку. Для сравнения: раньше этот «потолок» составлял 250 м. Мы могли летать днем и ночью! А когда на самолет установили локатор «Сапфир», совсем комфортно стало. Раньше для того, чтобы поразить цель, нам нужно было опускаться на 50-70 м ниже. Проще говоря, стрелять можно было только снизу вверх. Представьте, как нужно было извернуться, если ракета идет практически над землей, а нам ее во что бы то ни стало нужно сбить. А с «Сапфиром» мы могли стрелять практически из любой позиции – даже если цель была внизу, на фоне земли. Тогда боевые возможности самолета впервые стали позволять перехватывать крылатые ракеты.
Ветераны вспоминают, как в 1979 году в подмосковном Жуковском проводились зачетные полеты. Это был своеобразный экзамен для подтверждения классности летчиков. В соответствии с нормативами, пилоты 1-го класса должны были совершить не менее четырех посадок в ночное время.
«Тогда неожиданно резко ухудшились погодные условия. Пошел снег, разыгралась буря. Полеты никто не отменял. Разбились три Су-15 – причем машины пилотировали летчики экстра-класса! А те, кто летал на МиГ-25, с задачей справились», – говорят военные.
По словам пилотов, на то время МиГ-25 был лучшим реактивным истребителем. Его система наведения распознавала цель на дальности до 120 км при скорости 3000 км/час. А о фотоаппаратуре МиГов-разведчиков и вовсе слагали легенды. Летчики шутили, что даже при максимальной высоте и скорости  через систему наведения можно было увидеть окурок, брошенный на землю. И это при том, что сам самолет был практически неуязвим для противника. В ходе арабо-израильского конфликта ПВО противника могли разве что засечь советские машины. Сбить самолет зенитки уже не успевали.

Начало конца
В 1989 году Михаил Горбачев подписал соглашения о сокращении стратегических во-оружений. В то время в Украине было три полка, летавшие на МиГ-25, – в Днепропетровске, Василькове и Запорожье. Нам повезло меньше всех: выполняя обязательства, Генштаб принял решение перебросить запорожское подразделение в Казах-
стан.
– Перед вылетом на площади Октябрьской прошел митинг. Наши семьи были категорически против того, чтобы срываться в никуда, но кто их слушал? Мы же военные, должны выполнять приказ, – говорит Николай Дербенев. – В ноябре 90-го года мы начали переброску техники. Прилетели в голую степь – ни условий, ни жилья, ни денег. Тогда ведь уже страны фактически не было. Началась инфляция. Все, что мы получали, тут же обесценивалось. Существовали мы в диких условиях. А в 1993 году наш полк расформировали, и все отправились по домам. Моего выходного пособия не хватило даже на билет до Москвы…
Вернувшись домой, военные были шокированы. Вся летная база была уничтожена. В ужасающем состоянии оказался даже военный аэродром: рулежки поросли травой, капониры демонтированы, а самолеты не могли подняться в воздух…

Кладбище техники
После расформирования полков в Запорожье, Днепропетровске и Василькове все самолеты были отправлены для хранения на предприятие «МиГремонт». Обслуживанием боевой техники тут занимаются и по сей день. Правда, на заводе не властны принимать решения сами: из более чем полусотни списанных самолетов на сегодня тут остались считанные единицы. Все остальные пустили под нож: такой приказ пришел из Министерства обороны.
Когда самолеты демонтировали, многие ветераны не могли сдержать слез. Ведь с этими машинами была связана вся их жизнь. А в некоторых странах МиГ-25 и сегодня служит верой и правдой. В Сирии, Алжире и Ливии эти самолеты используются до сих пор.
– Когда у нас начали разукомплектовывать МиГ-25, все поразились: даже резиновые прокладки были как новые! – рассказал «Правде» источник на военном заводе. Да и двигатели оказались в хорошем состоянии – нельзя сказать, что в идеальном, но вполне «рабочие». Особенно, учитывая то, сколько они простояли без присмотра. Но все равно порезали…
Сегодня на предприятии осталось всего несколько последних МиГ-25. На днях на завод прибыла бригада из Киева. Задача рабочих – утилизировать эти машины. По сведениям с завода, часть самолетов уже начали разрезать.
Ветераны просят оставить хотя бы один экземпляр для будущего музея авиации. Однако для решения этого вопроса необходимо согласование на самом высоком уровне. И время, которого уже нет. Единственная надежда – на народных депутатов и местные власти, в чьих силах хотя бы немного оттянуть уничтожение уникальной техники.
В случае если этого не произойдет, Запорожье потеряет последнюю память о прошлом. Все, что останется, – руины воинской части в авиагородке, полуразвалившийся мемориал и крыло от самолета вместо памятника. Другой памяти о МиГ-25 в Украине больше не будет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *