Таможня берет «добро»?

Все по плану
Первый сигнал грядущего подорожания прозвучал несколько недель назад. Именно тогда многие любители хека, которого в реках Украины не выловить, стали платить за него куда больше обычного. Однако в Запорожском городском союзе предпринимателей «Ника» нам пояснили, что подобное явление – отнюдь не самоличная инициатива отдельно взятого продавца. Оказалось, что цены на оптовых базах на этот вид рыбы поднялись на 10-25%, что, естественно, не могло не сказаться на рознице. При этом заместитель председателя этой организации Владимир Каляка сделал весьма неутешительный прогноз: «Все, что пересекает границу, будет подниматься в цене в этих процентных пределах. Таможенникам сказали собрать больше денег, значит, они будут больше брать с нас».
Действительно, в начале марта в СМИ появилась информация о том, что Президент Украины Виктор Янукович дал неофициальную команду по увеличению налоговых сборов на 7 млрд. гривен. Чуть позже по этому поводу высказался первый зам главы Государственной таможенной службы Украины Александр Дороховский:
«В 2012 году мы должны перечислить в бюджет 122 млрд. грн., что на 11 млрд. больше, чем в прошлом году. Вместе с тем, по сравнению с I кварталом прошлого года, темп роста составил 25%. Увеличение платежей объясняется оживлением деловой активности, и, как следствие, увеличением товарооборота. За первый квартал он составил 34,4 млрд. дол. США. Очевидно, что при наличии понятных и прозрачных правил игры бизнес не будет уменьшать темпы. Мы рассчитываем, что это позволит обеспечить дополнительные платежи в бюджет в сумме не менее 7 млрд. грн.»
Также господин Дороховский пояснил, каким образом будет достигнут желаемый результат –повышением ставок ввозной пошлины до уровня, установленного протоколом о вступлении в ВТО. Ныне действует более 10 тыс. льготных таможенных ставок и часть из них ниже, чем у других участников этой организации. «Подтянут» следующие группы товаров: пластмассы, полимерные материалы, средства дезинфекции, цемент и строительные растворы, печатное оборудование, тракторы, аппаратура для систем связи, железнодорожные локомотивы. (По подсчетам экспертов, отмена льгот принесет в государственную казну не менее 10 млрд. грн.). В тоже время Александр Дороховский опроверг обвинения в том, что таможня завышает стоимость товаров: «За счет корректировки таможенной стоимости платежи увеличиваются всего лишь на 3%. И эта цифра стабильна уже несколько лет. То есть это не тот фактор, на который ведомство делает ставку в вопросах наполнения бюджета».
А 13 марта Верховная Рада проголосовала за новую редакцию Таможенного кодекса, основная идея которого – плавный переход на электронное декларирование товаров и смещение осуществляемого контроля на этап пост-аудита. Также он предполагает сокращение сроков таможенного оформления до 4 рабочих часов и значительное упрощение этой процедуры. Но, несмотря на то, что нардепы одобрили этот законопроект еще месяц назад, о его минусах и различных лазейках для таможенников говорят до сих пор. Поэтому многие уповают на то, что его вновь ветирует Президент, как он уже поступил с первоначальным вариантом документа в январе этого года. Но если этого не произойдет, закон вступит в силу с 1 июня 2012 года.

 

Другой мир
Однако Владимир Каляка отмечает, что указанные выше события наведению порядка не способствуют:
«В среднем груз у нас растаможивается 2-3 месяца. Особенно часто с этим сроком сталкиваются те, кто возит одежду из Турции. Причина всегда одна – волокита с документами, которая на таможне никак не регулируется. К примеру, мои коллеги везли 20 тысяч коробок парфюмерии из Молдавии. На границе их заставили вручную разгрузить машины, чтобы убедиться, что количество по документам и по факту совпадает. Естественно, эта процедура заняла немало времени. Да, этого можно было избежать, если бы они финансово согласились ускорить этот процесс… Поэтому если ты не хочешь, чтобы твой товар простаивал, можешь обратиться к посредникам, которые перевезут его за неделю. Правда, они не выдают сопроводительных документов, в которых бы указывалось, как груз прошел через границу, и ты идешь на риск, заключая с ними сделку. Тем не менее, работая с этими посредниками, свой товар можешь получить уже через неделю. При этом на таможне создаются все условия, чтобы люди шли в эти фирмы, которые сейчас поднимают расценки, мотивируя это тем, что перевозка стала более проблематичной. Естественно, предприниматели начали больше платить, отчего увеличилась конечная стоимость любого ввозимого товара. Они, как могут, уменьшают свою прибыль, процент накрутки, пытаются сохранить цены на определенном уровне. Но никто в «минус» работать не будет. К слову, цены будут расти и на отечественные продукты питания. К примеру, при изготовлении колбасы используется оболочка, завозимая из Польши.
В нашей стране нужно сделать так, как в Грузии: заменить сотрудников, дать им нормальную зарплату и поставить их в жесткие рамки выполнения закона. Тогда и будет порядок».

SOS
В конце марта Ассамблея общественных организаций малого и среднего бизнеса Украины распространила свое обращение к Виктору Федоровичу и Николаю Яновичу, которое подтверждает, что на таможне не все так гладко, как говорит высшее руководство:
«Власть нашей страны в очередной раз демонстрирует, каким образом будет удовлетворять собственные популистские, не подкрепленные реальным экономическим развитием обещания: закрытие шлагбаумов и повышение тарифов – единственный метод, который освоили новоявленные реформаторы.
Если к этому добавить аппетиты администраторов шлагбаума, которые никогда не исчезали – давление на бизнес перерастает любые мыслимые пределы. Уже две недели таможенную систему государства лихорадит. Полностью игнорируются правила ВТО и Киотской конвенции: растаможивание грузов, как и сумма таможенных платежей, решается каждый раз в ручном режиме… Не нужно содержать целую армию аналитиков и псевдореформаторов, чтобы понять, что власть не только съедает ресурсы экономики, но также запускает руку в карман каждого украинца, поскольку бизнес вынужден будет поднять цены на товары, которые пройдут «семь кругов таможенного ада». Кроме того, нас ждет резкое уменьшение качественной продукции на рынке, поскольку цена на качественный товар снова возрастет…
Мы требуем у руководства государства немедленно вмешаться и изменить ситуацию, которая сложилась на таможенных постах украинской таможни, отозвав устные указания о немедленном увеличении «в разы» таможенных платежей, разблокировав таким образом «искусственные» препятствия для работы предпринимателей всей Украины».

«У нас все хорошо»
В тоже время через местные СМИ Запорожская таможня рапортует о том, что живет и работает при полном взаимопонимании с предпринимателями. Приводим вам светлые строки одного из материалов, опубликованного на прошлой неделе: «С начала этого года Запорожская таможня работает в динамичном ритме, обеспечивая своевременное таможенное оформление и контроль грузов предприятий области. Эффективность работы таможни в І квартале 2012 года демонстрируют такие показатели, как объем оформленных экспортно-импортных грузов в размере 2,7 млн. тонн (на 19 процентов больше, чем в 2011 году) или в стоимостном выражении 1,5 млрд. долл. США (рост на 8 процентов). За три месяца 2012 г. в госбюджет было перечислено порядка 835 миллионов гривен. Не секрет, что такой позитивный показатель работы бюджетного учреждения неразрывно связан с активной и упорной работой предприятий области, развивающих внешнеэкономическую деятельность и поддерживающих международные связи Украины со многими странами мира… Среднее время оформления импортной декларации в Запорожской таможне составляет на сегодня 1 час 10 мин., экспортной – 46 мин. Превысить временные рамки (2-часовой механизм) таможня вправе только при наличии обоснованных причин, как, например, при необходимости осуществления контроля таможенной стоимости».
А кто прав, кто виноват и для кого на самом деле старалась наша власть, мы с вами сами вскоре узнаем, после очередного похода в магазин.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *