5 % скидки на ЖКХ: кто кому должен?

 

Добросовестные плательщики за жилищно-коммунальные услуги с 1 декабря минувшего года получили подарок – скидку в размере 5 %. Раньше мало кто думал, что подобное возможно, ведь коммунальщики постоянно напоминают о сложной ситуации в отрасли, недостаточном финансировании и необходимости повышать тарифы. А тут городские власти взяли да и лишили их 5 % поступлений. Депутаты Запорожского городского совета проголосовали за принятие решения № 28 от 29.11.2013 «Об утверждении решения исполнительного комитета Запорожского городского совета от 15.11.2013 № 496 «О применении скидки на жилищно-коммунальные услуги в г. Запорожье».
Причем, получить скидку смогут и те, кто имеет задолженность. Для этого им достаточно оформить договор о реструктуризации долгов и своевременно оплачивать текущие счета.
Со стороны городских властей такая щедрость вполне объяснима. Компенсировать уменьшение ежемесячных платежей коммунальным предприятиям не нужно. По словам юриста Юридической фирмы «Ильяшев и Партнеры» Андрея Сидоренко, поставщикам коммунальных услуг никто не должен компенсировать эти 5 % скидки. Кроме того, введение скидки (а не нового тарифа) не нужно согласовывать с государственным регулятором.
«К компетенции Комиссии не относится согласование решений органов местного самоуправления относительно применения скидок на жилищно-коммунальные услуги для населения», – ответил на запрос «Правды» председатель Национальной комиссии, которая осуществляет государственное регулирование в сфере коммунальных услуг Валерий Саратов.

Законность скидки
В Законе «О жилищно-коммунальных услугах» о возможности предоставления скидки не сказано ничего, соответственно и не прописаны механизмы ее предоставления поставщиками услуг и варианты компенсации. Вместе с тем подобная скидка законом и не запрещена.
Первыми ввести скидки на ЖКУ решили столичные власти. Но со временем понятие «скидка» заменили на двуставочный тариф, который применяется в зависимости от даты оплаты счетов.
«Суть системы – поощрение тех потребителей, которые своевременно оплачивают услуги ЖКХ и не допускают задолженности, – поясняет депутат Запорожского горсовета Елена Бондаренко, одна из авторов программы. – Семья из четырех человек, проживающая в трехкомнатной квартире, при своевременной оплате сможет сэкономить на коммунальных платежах более 300 гривен за отопительный сезон. А годовая экономия составит более 500 гривен на семью».
Но возникает резонный вопрос: за счет чего предприятия смогут компенсировать недополученные средства и не ухудшит ли эта новация и без того сложное экономическое положение?
«Вопрос в том, за счет чего дают запорожцам такую скидку. Понятно, что за счет дохода предприятия. А, как известно, доход – это разница между поступлениями и затратами предприятия. В нашем случае это – поступления от населения за содержание дома и придомовой территории, вывоз ТБО, за отопление, горячую и холодную воду. Получается, что 5 % уже были заложены в тарифы, и все запорожцы эту скидку оплатили раньше», – говорит Людмила Шанц, председатель правления Общественной организации «ЖСК, ОСМД «Виктория», член Нацсовета по вопросам ОСМД при КМУ.
Согласно данным Концерна «Городские тепловые сети», в структуре расходов на предоставление услуг централизованного отопления и горячего водоснабжения для населения прибыль не заложена. Тогда, за счет каких же резервов предприятия смогут компенсировать недополученные средства?
Инициаторы программы рассчитывают, что коммунальные предприятия получат дополнительные средства благодаря заключению запорожцами договоров реструктуризации задолженности. Как рассказал городской голова Александр Син, реструктуризация долгов за первый месяц работы программы составила 700 тыс. грн.
Но ведь нет гарантии, что люди начнут активно погашать тысячные долги ради скидки в 20-40 грн в месяц. А вот общий объем финансовых поступлений от добросовестных плательщиков гарантированно снизится на 5 %.

Цена услуги
Сегодня большинство коммунальных предприятий, как уверяют их руководители, едва сводят концы с концами. Причина – по их словам, в низких тарифах, которые не покрывают фактических затрат. Но запорожским коммунальщикам на это грех жаловаться. Запорожье несколько лет был единственным областным центром в стране, в котором тарифы на жилищно-коммунальные услуги для населения на 100 % компенсировали фактическую себестоимость. С ростом минимальной зарплаты и цен на энергоносители ситуация несколько изменилась. Сейчас тарифы на холодную воду покрывают 96,1 % затрат, но по-прежнему занимают лидирующую позицию среди остальных городов. На втором месте г. Ровно – 84 %. В остальных городах показатели значительно ниже. К примеру, в Киеве на холодное водоснабжение установлен тариф 1,98 грн за 1 куб. м. Он компенсирует лишь 59,3 % фактических затрат, заложенных в тариф. При этом столичные власти ввели скидки еще в 2011 г. И киевляне, которые вовремя оплачивают счета, платят по 1,8 грн за куб. м холодной воды. Мало кто из запорожцев может вспомнить, сколько лет назад у нас были такие тарифы.
Но сравнивать Запорожье с Киевом в данном контексте не совсем корректно. Фактические затраты на производство холодной воды во всех областях Украины разные и зависят от множества факторов. В Запорожье фактическая себестоимость 1 куб. м холодной воды составляет 4,12 грн. По этому показателю наш город можно сравнить с Харьковом, где производство куба воды обходится лишь на 2 копейки дороже. Причем расчеты производились в одно и то же время, а тарифы в обоих городах, согласно данным Министерства регионального развития, строительства и ЖКХ, были утверждены 1 апреля 2012 г. Но между ними есть одно существенное различие – запорожцы платят за куб холодной воды 4,75 грн, а харьковчане – 2,45 грн. В Харькове утвердили тарифы, которые покрывают меньше половины фактических затрат. Получается, что харьковчане с 2012 г. платят за холодное водоснабжение со скидкой 51 %. А запорожцам, которые все это время по полной (в смысле на все 100 %) оплачивали стоимость заложенных в тариф затрат, решили сделать скидку 5 %.
По мнению специалистов бывшего Министерства ЖКХ, скидка не должна ухудшить качество водоснабжения, потому что украинские водоканалы научились закладывать в тариф колоссальные потери воды. Несколько лет назад автору этих строк попал в руки документ для внутреннего пользования МинЖКХ со сводной информацией, присланной из водоканалов. В нем были указаны объемы утечек и неучтенные потери воды. Цифры удивили даже сотрудников министерства: Севастополь – 102,6 %, в Житомирской и Черновицкой областях – по 79 %. Запорожские данные более скромные, но не менее впечатляющие – 48,8 %. То есть половина произведенной воды теряется по пути к потребителям?

Тепловой запас
Проще всего, как выяснилось в ходе нашего расследования, будет найти внутренние резервы и компенсировать недополученные деньги там, где хуже всего обстоит дело с учетом потребляемой энергии – в теплосетях. Счетчики тепловой энергии стоят далеко не в каждом доме, а без них потребители оплачивают и то тепло, которое «улетучилось» через изношенные сети по дороге от счетчика в котельной до жителей. И разница здесь получается колоссальная. За отопление двухкомнатной квартиры площадью 42 кв. м в доме, где нет счетчиков тепла, и оплата начисляется по утвержденному в городе тарифу, за ноябрь жители заплатили почти 270 грн. А в таком же доме, но со счетчиком тепла, жители такой же квартиры заплатили… 108 грн. Разница – больше чем в два раза! Учитывая, что обе цифры были выставлены Концерном, это можно считать доказательством того, что тариф на отопление завышен.

3658713987

11571857Нашлось тому и еще одно подтверждение. При расчете затрат на отопление используется справочник «КТМ 204 Украина 244-94», в котором указаны нормативы температуры наружного воздуха, принятые еще в 1967 г., когда зимы были намного холоднее. Для Запорожья в нем прописана нормативная средняя температура –0,4 С. Но с тех пор значительно потеплело. В прошлом отопительном сезоне фактическая средняя температура составила +2,13 С.
«Запорожцы переплачивают как минимум 1,17 грн за каждый кв. м отапливаемой площади. Для жителей квартиры площадью 60 кв. м за отопительный сезон переплата составляет порядка 420 грн, – считает глава правления Общественной организации «Гражданский комитет защиты конституционных прав и свобод граждан» Николай Козырев. – Переплату я посчитал по упрощенной методике путем нахождения коэффициента перерасчета через соотношение нормативной и фактической температур и, соответственно, длительностей отопительного периода. Но в любом случае расчеты достаточно корректно показывают масштаб незаконного изъятия денег у потребителей. По всей Украине теплосети необоснованно закладывают 12 млрд грн ежегодно».
Если бы городские власти приняли решение об использовании более свежих климатических данных и внесли коррективы в тариф, то запорожцы по самым скромным подсчетам экономили на отоплении больше гривны с каждого квадратного метра.

Взять на контроль
К сожалению, мало кто задумывается над тем, за что фактически платит по коммунальным счетам. Знаете ли вы, из оплаты каких услуг составлен тариф на содержание дома и придомовой территории? Думаю, большинство ответит отрицательно.
Да что говорить о рядовых жителях, если даже бухгалтера КП «Основание», которые ведут прием граждан Коммунарского района, не смогли ответить, какие услуги включены в состав тарифа по содержанию конкретного дома. По их удивленным лицам было видно, что подобный вопрос им задают нечасто, и отвечать на него они были явно не готовы. После непродолжительных и безрезультатных поисков ответа на, казалось бы, элементарный вопрос (получается, что бухгалтер начисляет жильцам деньги, но не знает, за что), меня отправили в приемную, а оттуда послали «в бухгалтерию».
Там тоже заметно удивились моему вопросу, но перечень услуг распечатали и вручили с пояснениями. Оказалось, что в доме каждые полгода проводят дератизацию и дезинфекцию, а вот уборка и вывоз снега в тариф почему-то не заложены.
«А после введения скидки какие-то из этих услуг сократят? Или, может, их будут реже предоставлять?» – интересуюсь, как предприятие сможет компенсировать недополучение средств. «Нет, все услуги и дальше будут предоставляться в полном объеме», – заверила специалист.
Удивительная получается экономика – на 5 % тариф сократили, а на результатах работы это не отразится. Остается надеяться, что крайними не останутся дворники, которым придется отрабатывать нашу скидку увеличением убираемых территорий.

Продолжение следует …

Комментарий юриста
Андрей Сидоренко, юрист ЮФ «Ильяшев и Партнеры»
– Положения Закона «О жилищно-коммунальных услугах» не предусматривают возможность предоставления скидки, но вместе с тем, такая скидка законом не запрещена. Решение Запорожского городского совета № 28 от 29.11.2013 о применении скидки на жилищно-коммунальные услуги не устанавливает новых тарифов, а сохраняет действующие, поэтому никаких дополнительных согласований не требует.
Что касается, применимости скидки к услугам, на которые тариф устанавливается национальной комиссией, то согласование новых тарифов возможно, если происходят изменения тарифов более чем на 5 % от установленного уровня. Такое 5 %-ное отклонение предусмотрено процедурой установления тарифов как на услуги по централизованному водоснабжению и водоотведению и процедурой установления тарифов на тепловую энергию, ее производство, транспортировку и поставку (которые утверждены постановлениями НКРЭ). Поэтому, применение 5 %-ной скидки не требует согласования с национальной комиссией.
Что же касается поставщиков коммунальных услуг, то им никто не должен компенсировать эти 5 % поступлений. Экономический эффект, видимо, планируется получить за счет своевременности оплаты услуг.

МНЕНИЕ
Людмила Шанц, председатель правления Общественной организации «ЖСК, ОСМД «Виктория», член Нацсовета по вопросам ОСМД при КМУ:
– Скидка на оплату жилищно-коммунальных услуг – это, своего рода, подарок для населения. Понятие «подарок» закреплено Гражданским кодексом Украины. Согласно ст. 718 это могут быть движимые вещи (в том числе деньги и ценные бумаги) и недвижимое имущество. Физлицо не включает в сумму общего месячного налогооблагаемого дохода только те подарки, стоимость которых не превышает 50 % одной минимальной заработной платы, установленной по состоянию на 1 января отчетного года. По состоянию на 2013 год, не подлежат налогообложению подарки, общая сумма которых (за месяц) не превышает
573,50 грн. Это не распространяется на денежные выплаты. Любой подарок, полученный в виде денежных средств, вне зависимости от его суммы, подлежит налогообложению (пункт 165.1.39 ст.165 Налогового кодекса Украины). Сейчас налог на доходы граждан составляет 15 %.

Редакция обращается к представителям налоговой службы с просьбой прокомментировать сказанное.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *