Запорожские автомобилестроители снова взывают о помощи

Экономические нюансы прошедших 366 дней среднестатистического обывателя интересуют постольку-поскольку, до тех пор, разумеется, пока они непосредственно не касаются его самого.
Если оглянуться на уже почти ушедший в историю 2012-й, то его для запорожских предприятий трудно назвать не то что удачным, но даже сносным.
«ЗАлКа» фактически уже нет в природе, «Кремнийполимер» дышит на ладан, «Днепроспецсталь» снижает объемы производства и грозится сокращениями персонала, «ЗЗФ» вообще остановился на неопределенный срок из-за непредоставления льготного тарифа на электроэнергию. Стоит ли снова произносить набившую оскомину фразу: «А ведь это рабочие места и отчисления в бюджет»? Тем более что так привыкли сетовать сами власть имущие, от которых во многом и зависит работа этих самых мощностей.
Теперь на подходе еще один промгигант – «ЗАЗ», а учитывая, с какой легкостью государство сначала отказалось от алюминиевого производства, а затем махнуло рукой на ферросплавное в угоду интересам определенных кланов, распроститься с национальным автомобилестроением, видимо, для нас вообще раз плюнуть. В городе с завидным постоянством уже давно курсируют слухи (?) о массовых сокращениях сотрудников завода и фактически полной остановке его производства.

 

Классика жанра
«Пешеходов надо любить. Пешеходы составляют большую часть человечества», – писали когда-то Ильф и Петров. С того времени много что изменилось, и соотношение «прямоходящих» и «сидящих за баранкой» наших сограждан сделало ошеломляющей уклон в сторону автолюбителей. Теперь – социум делят на две категории «счастливые обладатели авто» и «те, кто хоть иногда задумывается о его приобретении». Вот тут, во втором случае, и встает вопрос: какое именно покупать. «Будьте патриотами», – призывают одни, «покупайте иномарки, они надежнее», – говорят другие. Выбор, разумеется, за каждым индивидом, но вместе с тем отечественное автомобилестроение должно существовать. И вот здесь начинается самое интересное.

Тише едешь
Сегодня многие вспоминают предкризисный период как «благословенное время перед 2008-м». Не будем пытаться анализировать причины мировой рецессии, тем более что точка в этом вопросе поставлена, важнее другое – как жить дальше.
Отрасль автомобилестроения, на которую, к слову, во многом ориентируется и основа всей украинской экономики – металлургия, так и не смогла оправиться от сокрушительного удара «мирового империализма» и продолжает постепенно идти на дно. «В 2008 году в Украине было произведено около 600 тысяч легковых автомобилей, из них для внутреннего рынка – 327,7 тысяч. Из-за всемирного кризиса ситуация в области автомобилестроения значительно ухудшилась, поэтому требует государственной поддержки. По нашим прогнозам, в 2012 году в Украине будет произведено лишь 220 тысяч легковых автомобилей, и только 45 тысяч из них – для внутреннего рынка», – заявил в начале октября председатель правления ПАО «ЗАЗ» Николай Евдокименко, добавив при этом, что нам будет весьма уместно использовать опыт соседних государств, которые оказывают поддержку таким предприятиям. Это и было, кстати, обещано премьером во время его октябрьского визита на «ЗАЗ». «Нужно сделать все, чтобы выйти на полную загрузку», – сказал Азаров в разговоре с сотрудниками завода. – Есть предложение ввести ввозные пошлины на автомобили. Для отечественных автомобилей это – плюс, но это минус для нашего покупателя, который не хочет покупать «ЗАЗ», а хочет другой автомобиль», – сказал высокий чиновник и пообещал, что Кабмин разрабатывает соответствующие меры, взвешивая все плюсы и минусы.

Добро пожаловать, или…
Масло в огонь, грозящий испепелить автомобилестроительную отрасль страны, подлило и вступление Украины во Всемирную торговую организацию. Об этом упоминается и в недавно отправленном в адрес правительства пакете предложений «ЗАЗа» по спасению профильных заводов от краха. Согласно данным специалистов предприятия, кинувшаяся в омут ВТО без необходимых мероприятий по поддержке национального производителя и снизив ставки ввозных пошлин на иномарки с 25% до 10%, Украина создала условия, когда импортировать машины стало гораздо выгоднее, чем производить их здесь. И это в то время, когда те же соседи создают максимум условий для удержания своих автозаводов на плаву. К примеру, в ЕС фискальная система позволяет без налогообложения инвестировать заработанное в развитие производства, а у нас вкладывать в модернизацию можно, лишь заплатив государству 21% налога на прибыль.
Большую «свинью» украинским автомобилестроителям подложили наши северные соседи. С 1 сентября Москва ввела так называемый утилизационный сбор, который обязаны платить компании-импортеры и рядовые граждане, ввозящие иномарки. А это – более 600$ за легковушку. Разумеется, после это продукция «ЗАЗа» на бескрайних просторах РФ существенно подорожала и стала неконкурентоспособной. А российский рынок, утверждают представители завода, – это 95% экспорта запорожских мастеров.

Право голоса
«Отрицая – предлагай», – говаривали древние и были совершенно правы. В своем письме Кабмину руководство «ЗАЗа», обрисовав круг проблем (которые, наверняка, власть имущим и так известны), определило пути их разрешения. По мнению специалистов отрасли, во-первых, необходимо срочно утвердить государственную целевую программу поддержки автомобилестроительной отрасли страны. Во-вторых, обеспечить равновесие среди импортных машин и украинских. И, в-третьих, учитывать при всем при этом положительный опыт иностранных государств. Заодно было бы неплохо обустроить господдержку потребительского кредитования для приобретения именно отечественных «железных коней».
Удастся ли запорожским автомобилестроителям уже в который раз достучаться до, как принято говорить, «высоких кабинетов», покажет время. Впрочем, учитывая нынешнюю тенденцию, когда высокие чины и народные избранники заняты чем угодно, но только не реальным улучшением, «ЗАЗу», скорее всего, придется рассчитывать на себя. Или на чудо. Хотя, как показывает практика, чудес не бывает…

Редакция «Правды» благодарит руководство «ЗАЗа» за предоставленные информационные материалы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *