ГлавнаяПубликации

Блокада Крыма: почему на полуостров не пропускают фуры с продовольствием и к чему это приведет

Геннадий МАТВИЕНКО, фото Дмитрия СМОЛЬЕНКО 28 сентября, 2015

CMOL4041
В начале сентября стало известно, что крымские татары готовят блокаду Крыма со стороны материка. Такое решение было принято не только потому, что татары на полуострове подвергаются репрессиям, но еще и по причине отхода АРК на второй план во время международных переговоров. Позже стало известно, что акция стартует 20 сентября в 12 часов дня. В ходе блокады должны быть перекрыты все три дороги с материковой Украины в Крым для грузовиков, которые перевозят товары на полуостров. «Правда» не могла пропустить такое событие.

Чонгар
Итак, 20 сентября в 5 часов утра трое сотрудников нашей редакции погрузились в автомобиль и отправились на границу с Крымом – в Чонгар. Сделав остановку в Мелитополе, к половине девятого утра мы уже были на месте. Чонгар за три часа до начала блокады мало чем отличался от Чонгара обычного дня после аннексии Крыма, за исключением трех-четырех десятков киевских журналистов и полным отсутствием грузовых фур на пункте пропуска.
– Все фуры тут прошли уже ночью, – рассказывает нам один из представителей запорожского «Правого сектора». – Информация же в «Фейсбуке» была. Но в Чонгаре фур сравнительно немного. На других пропускных пунктах были очереди по пять километров.
В девять часов утра, примерно в пятистах метрах от собравшихся журналистов (на этом месте был запланирован митинг), активисты организовали новые КПП – на пустующей дороге в три ряда были установлены тяжелые бетонные урны. Их установкой занимались представители различных ячеек «Правого сектора» и бойцы батальона «Херсон».
– Сегодня украинские граждане решили сделать волеизъявление, и мы этому не можем препятствовать, – рассказывает замначальника
УМВД Херсонской области Илья Кива. – Задача правоохранительных органов обеспечить сохранность жизни каждого жителя, который желает участвовать в данной мирной акции. Участвуют в этом более 100 человек, точные цифры я назвать не могу. Батальон «Херсон» займет позиции и будет готов к любой ситуации.
Возвращаемся к месту запланированного митинга – туда постепенно стали подтягиваться люди. Подъехала черная машина, из которой вышел мужчина в спортивных штанах, черной куртке и тюбетейке. «Это же Чубаров», – воскликнул кто-то из журналистов, и остальные сразу же ринулись к нему.
– Тут мы начинаем гражданскую акцию по разрешению вопроса возобновления территориальной целостности Украины, – говорит председатель Меджлиса крымскотатарского народа Рефат Чубаров. – В первую очередь мы блокируем серую и непрозрачную схему между материком и оккупированным Крымом. Тут никакой нет мысли морить голодом граждан Украины, которые живут в Крыму. Необходимо создать здесь продуктовые базы, чтобы крымчане ездили сюда и скуплялись для собственного потребления.
Чубаров заявил, что ожидает участия в митинге примерно тысячи человек, но за все время количество участников не превышало и трех сотен. В 10 часов стартовал митинг, на котором глава Меджлису в очередной раз озвучил основные цели блокады. Затем в течение часа выступали ряд нардепов от президентской силы и чиновники разных уровней из Херсонской области.
В 11 часов к месту сбора приехал многолетний лидер крымскотатарского народа Мустафа Джемилев. Первые полчаса нардеп только и делал, что раздавал автографы, фотографировался и общался с людьми. Такую любовь народа зачастую можно увидеть к музыкантам, актерам, спортсменам, а вот среди украинских политиков Джемилев чуть ли не единственный, кого так уважают и любят.
Время приближалось к полудню, а через Чонгар за то утро так и не проехала ни одна фура. Поэтому старт блокады в 12 часов имел более символичный характер. Активисты заблокировали проезд, а крымские татары организовали пешеходную акцию. Участники друг за другом переходили через дорогу, символизируя закрытый проезд в Крым.
Пока в Чонгаре было спокойно, через два других пропускных пункта – Чаплинку и Каланчак – в Крым стремились попасть несколько сотен груженых фур. Машины культурно заблокировали, а конфликтов не возникало. По словам Чубарова, лишь в первый день было остановлено 230 фур. Водители грузовиков где-то раздобыли пиво и спокойно распивали его в компаниях. На вопрос журналиста «Как долго вы тут будете стоять?» ответили, что пару дней, а потом какой-то хозяин договорится. Мол, им не впервой, а деньги все решают. Ну что ж, посмотрим.
Крымские татары же говорят, что это невозможно и блокада будет отменена, лишь если будут выполнены их требования. Они хотят добиться своей акцией освобождения политических заключенных Надежды Савченко, Олега Сенцова, Александра Кольченко, Александра Костенко, Ахтема Чийгоза, Мустафы Дегерменджи, Али Асанова, Таира Смедляева. Также среди требований – прекращение преследования крымских татар, свободные условия работы для украинских СМИ и иностранных журналистов, снятие запрета на въезд в Крым лидерам крымскотатарского народа.

«Правый сектор»
Одними из первых, кто заявил о присоединении к блокаде Крыма, были активисты запорожской ячейки «Правого сектора», поэтому мы не могли посетить Чонгар и не побывать в гостях у наших земляков. Запорожцы прибыли в Чонгар за два дня до старта блокады. Перед ними стояла задача обустроить быт до приезда остальных активистов в воскресенье. Встретил нас Александр Таран, которого молодые побратимы называют «дедом».
– Здесь есть и ореховцы, и бердянцы, и мелитопольцы, – начинает рассказ Таран, и тут же его кто-то перебивает с просьбой найти лопату.
– Что закапывать будете? – интересуемся мы.
– Сепаратистов, – с улыбкой ответили нам.
Лопату нашли, и экскурсия продолжилась.
– Приехали мы 18-го. Сначала делали хозяйские дела – навели порядок, поставили казарму. Первым делом, конечно, обурудовали туалет и кухню, а потом все остальное. Теперь будем охранять блокпосты от провокаций. Потом приехали к нам побратимы из Одессы, батальон «Херсон», самообороны.
– Ну, а почему вы тут оказались?
– Я когда-то давал интервью российскому каналу, и меня спросили: почему ты здесь? Я сказал, что здесь мои братья. Они удивились, говорят, что я же православный, а они мусульмане. А я говорю, что когда я полтора года назад пошел на фронт, рядом со мной воевали крымские татары. Тут я встретил брата без вести пропавшего Аскера, со вторым крымским татарином я делил последний кусок хлеба и воду. Те, с кем я воевал, они мои братья, и если мой брат здесь, то где я должен быть?
Далее идем по хоромам «Правого сектора». Бойцы показывают камбуз, казармы, медпункт. Условия не самые лучшие, но ребята говорят, что бывало и хуже. «До пятизвездочного отеля мы не дотягиваем, но четыре с половиной звезды точно есть», – шутят бойцы. В «Правом секторе» уверяют, что будут вести блокаду до победного конца.

Чего ждать Крыму
Местный глава коллаборационистского правительства Крыма Сергей Аксенов поспешил заверить, что блокада для Крыма – это пустяк, а на рынках Автономной республики 90% – это продукция российского производства.
– Практически все сетевые компании и частные предприниматели заключили договоры с материковыми сельхозпроизводителями, – оптимистично заявил Аксенов. Поэтому, считает он, никаких проблем с поставщиками у местных бизнесменов не возникнет, и через две недели на прилавках украинской продукции не останется.
Крымский общественник Владимир Гарначук посчитал, что в день из Украины ввозилось порядка 6 тысяч тонн продовольствия.
– До блокады из Украины в Крым ежедневно въезжало 400-500 грузовиков, – рассказал Владимир Гарначук. – Объем каждого автомобиля – в среднем 15 тонн, то есть из Украины в Крым ввозили порядка 6000 тонн продовольствия в день. Часть этого груза шла транзитом на материк (в Россию. – Прим. авт.).
Как сильно повлияет блокада на ситуацию с продовольствием в Крыму, нам из Запорожья оценить очень трудно. А вот с полуострова – куда проще, что и сделал местный сайт «Примечания». Сразу отметим, что это издание лояльно к российскому статусу полуострова, в чем можно убедиться, прочитав пару новостей. В «Примечаниях» считают, что больше всего блокада ударит по неорганизованной торговле. Журналисты посетили севастопольский рынок «Чайка» и насчитали на нем 18 фур с украинскими номерами – в основном херсонскими, харьковскими и киевскими.
Что интересно, арбузы, которые продают с фур, продавцы называют «сакскими» или «евпаторийскими», а картошку – «курской». Причин этого несколько: кто-то это делает из осторожности, а кто-то играет на патриотических чувствах покупателей. Но то, что основную часть овощей и фруктов везут из-под Херсона, – это факт. Похожая ситуация и с мясными и молочными продуктами – их на рынке примерно 80%. Даже пророссийски настроенное издание отмечает, что их качество гораздо выше. Продавцы считают, что если блокада будет работать, то крымчанам стоит ожидать рост цен на продукты питания примерно в два раза. В то же время они не думают, что блокада будет долгой, так как ее сломают предприниматели, лишившиеся заработка в Крыму.

Чего ждать Херсону
Автор статьи скептично относится к возможностям предпринимателей сломать блокаду. По нашим наблюдениям, вся эта акция под-держивается высшим руководством страны. И Мустафа Джемилев, и Рефат Чубаров в Верховной Раде входят в президентскую фракцию, поэтому наверняка согласовывают все свои действия с Администрацией Президента. Возможно, все это было организовано на высшем уровне, а исполнено крымскими татарами. Но очевидно, что блокада стала хорошим козырем Киева накануне важнейших переговоров.
Однако любое действие всегда несет за собой как позитивные, так и негативные последствия. Негативом может стать потеря электората демократических сил на выборах в Херсонской области. Этот знатный южный регион славится сельским хозяйством (вспомним хотя бы знаменитые арбузы), а Крым всегда был основным рынком сбыта. Как итог, на потере этого рынка может хорошо сыграть «Оппозиционный блок» и перетащить на свою сторону какой-то процент голосов, пообещав золотые горы. Так это или нет, мы узнаем уже очень скоро.

Календарь

Август 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июл    
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031  

Архивы

Интервью

Николай Лозовой: «Авиации Украины быть!»

lozovoy01С 19 по 25 июня в Париже прошел традиционный авиасалон Ле Бурже, на котором побывали и запорожцы. Среди них – основатель и главный редактор специализирующегося на авиационной тематике журнала «Avia Prime» Николай Лозовой, который рассказал «Правде» об увиденном во Франции.

Читать полностью...

Александр Шацкий: «Если правосудие будет работать как в Америке, я – за эксперименты»Юрий Шутак: «В судебной системе наблюдается коллапс»Ростислав Шурма: «Хочу, чтобы «Запорожсталь» не была градообразующим предприятием»

Ностальгия

К 79-летию Владимира Высоцкого

visotsky

 

 

 

Сегодня Владимиру Семеновичу Высоцкому исполнилось бы 79 лет. С Запорожьем этого великого человека связывает многое…

Читать полностью...

В Запорожье почтили память погибших «афганцев» и защитников РодиныЗапорожцев приглашают на балЯрко и быстро