Женские образы: Меня так много! Так кто же я?

А победоносно провести какие-нибудь переговоры и пройтись после этого по офисным коридорам с видом настоящей амазонки? А выглядеть так феерично и сногсшибательно, что покорить всех присутствующих мужчин, воплотив в себе великолепную соблазнительницу? 
Так вот: это не гормоны и не «переменчивое женское настроение»! Хотя к изменчивости и физиологическим процессам наша женская природа имеет прямое отношение. В эти моменты мы, женщины, находимся во власти различных сторон своей индивидуальности, а точнее архетипов. Проблемный момент здесь заключается в формулировке «во власти», а не благодаря им (о чем ниже).

Женские архетипы
«Архетип (от греч. archetipos – первообраз) в аналитической психологии, основанной Карлом Г. Юнгом, – универсальные изначальные врожденные психические структуры, составляющие содержание коллективного бессознательного, распознаваемые в нашем опыте и являемые, как правило, в образах и мотивах сновидений. Те же структуры лежат в основе общечеловеческой символики мифов, волшебных сказок. При пробуждении творческой активности в сознании человека они продуцируют архетипические образы».
Отражение архетипических образов можно найти в различных культурах, мифологии, религии. Например – Богородица, Лада, Шакти, Венера, Леля, Ведунья и др.
Первой, кто не просто основательно описала, но и дала психологическую характеристику основным женским архетипам (взяв за основу образы древнегреческих богинь), была исследовательница Джин Шинода Болен.
В первую группу входят богини-девственницы: Артемида (у римлян – Диана) – богиня охоты и Луны; Афина (у римлян – Минерва) – богиня мудрости и ремесел, стратег; Гестия – богиня домашнего очага (у римлян – Веста).
Богини-девственницы – воплощение женской независимости. Они не склонны к любви. Эмоциональные привязанности не отвлекают их от того, что они считают важным. Как архетипы, они являются выражением по-требности женщин в самостоятельности и сосредоточении на значимых для них целях. Артемида и Афина олицетворяют целеустремленность и логическое мышление, и потому их архетип ориентирован на достижения. Гестия – архетип интроверсии, внимания, направленного во внутренние глубины, в духовный центр женской личности. Эти три архетипа расширяют наши представления о таких женских качествах, как компетентность и самодостаточность.
Вторую группу составляют уязвимые (зависимые от мужчин) богини – Гера, Деметра и Персефона. Гера (у римлян – Юнона) – богиня брака. Она – жена Зевса, верховного бога Олимпа. Деметра (у римлян – Церера) – богиня плодородия и земледелия. В мифах особое значение придается Деметре в роли матери. Персефона (у римлян – Прозерпина) – дочь Деметры. Греки также называли ее Корой – «девушкой».
Эти три богини представляют традиционные роли жены, матери и дочери. Как архетипы, они ориентированы на взаимоотношения, обеспечивающие переживания целостности и благополучия, иначе говоря, на значимую связь. Они выражают потребность женщин в проч-ных связях и привязанности. Эти богини подстраиваются к другим и потому уязвимы. Когда разрушались их привязанности и они чувствовали себя оскорбленными в своих чувствах, у них проявлялись симптомы, подобные симптомам психических расстройств обычных людей. И каждая из них в конце концов преодолевает свои страдания. Их истории дают возможность женщинам понять природу собственных психоэмоциональных реакций на потери и найти в себе силы справиться с душевной болью.
Афродита, богиня любви и красоты (у римлян – Венера), – прекраснейшая и неотразимая алхимическая богиня. Она – единственная, кто подпадает под третью категорию. У нее было много романов и, как их результат, множество отпрысков. Афродита – воплощение эротического притяжения, сладострастия, сексуальности и стремления к новой жизни. Она вступает в любовные связи по собственному выбору и никогда не оказывается в роли жертвы. Таким образом, она сочетает самостоятельность богинь-девственниц и близость в отношениях, свойственную уязвимым богиням. Ее сознание одновременно и сосредоточенно, и восприимчиво. Архетип Афродиты побуждает женщин искать во взаимоотношениях скорее интенсивности, чем постоянства, ценить творческий процесс и быть открытой для изменений и обновления.
Кроме того, часто можно видеть воплощение абсолютно творческого архетипа: Геката – богиня перекрестков, смотревшая в трех направлениях. Она была связана со всем таинственным и сверхъестественным, персонифицируясь в образе мудрой колдуньи, а также посредницы, свахи, шутницы.

В поисках себя
Ну как? Начали угадывать себя? Если нет, то у вас есть все основания начать знакомиться с собой. Каждый архетип имеет свои сильные и слабые стороны. Сочетание же различных архетипических образов раскрывает в женщине неповторимую индивидуальность, определяет ее модели поведения. Каждая женщина воплощает в себе несколько женских образов или архетипов (этому способствует воспитание, культура, ее профессия). Кроме того, в зависимости от проживания жизненных этапов и процесса психологического развития те или иные образы проявляются в поведении женщины наиболее ярко. Осознавая, исследуя, обучаясь чувствовать свое женское «Я», женщина перестает быть раздираемой разными чувствами, желаниями, целями. Теперь она может быть не во власти различных сил, а научиться управлять ими. Проделайте простое упражнение, и это послужит началом для вас: вспомните несколько женских образов (не обязательно богинь, можно реальных женщин, актрис, героинь литературы и т. п.), которые вам близки. Выделите их позитивные качества – это и будут ваши сильные стороны. А теперь вспомните женские образы, которые вызывают у вас зависть и восхищение, желание быть на них похожими. Выделите их яркие черты – это ваши слабые стороны или качества, которые нужно развивать в себе.
Удачного вам начала!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *