Детские кризисы

И, конечно, его мать и отец – не монстры, не любящие своего малыша и не умеющие найти с ним контакт. У этого карапуза кризис третьего года (первый и не последний в его жизни). Впрочем, все, кто близко общался с малышами этого возраста, знают, о чем я говорю. Поэтому, чтобы лучше понять своего кроху и сберечь собственную нервную систему, поговорим подробнее о данном периоде.

Психологические особенности детей трех лет
Кризис – это состояние, которое возникает, когда человек сталкивается с препятствием к жизненно важным целям, и которое в течение какого-то времени является непреодолимым при помощи привычных методов разрешения проблем. Преодолев кризис, человек обретает новые формы адаптации в сложных для него ситуациях.
Первые признаки переломного момента у малышей начинают проявляться где-то в 18 месяцев и завершаются в три-четыре года (у современных деток часто раньше).
На подходе к кризису появляется следующая симптоматика:
яркий интерес к своему изображению в зеркале, к своей тени – формирование представлений о себе в настоящем;
частое использование местоимения «я», идентификация с собственным именем и полом;
озабоченность собственной внешностью, эффективностью в деятельности, острое реагирование на неудачу;
активный рост словарного запаса, тренировка вопросительной языковой структуры (вопросы задают, не дожидаясь ответа);
малыш начинает осознавать свою обособленность, отделенность от других людей и тот факт, что события в мире могут происходить независимо от его желаний, хотя формула «Я – центр вселенной» по-прежнему сохраняется;
расширение диапазона страхов в связи с развитием восприятия и умственных способностей, а значит и расширения жизненного опыта.

Признаки кризиса трех лет
Кризис трех лет относится к числу острых. Ребенок неуправляем, впадает в ярость. Поведение почти не поддается коррекции. Период труден как для взрослого, так и для самого ребенка. Его основные симптомы:
* негативизм – реакция не на содержание предложения взрослых, а на то, что оно идет от взрослых; стремление сделать наоборот, даже вопреки собственному желанию. Позитивная составляющая – формируется воля;
* упрямство – ребенок настаивает на чем-то не потому, что хочет, а потому, что он этого потребовал, он связан своим первоначальным решением. Позитивная составляющая – формируется настойчивость, воля;
* строптивость – она безлична, направлена против норм воспитания, образа жизни, который сложился до трех лет. Позитивная составляющая – формирование более адекватных способов взаимодействия путем разрушения неадаптивных механизмов. Ребенок заставляет изменить отношение к себе;
* своеволие – стремление все делать самому. Позитивная составляющая – развитие самостоятельности, освоение взрослых форм поведения;
* протест-бунт – ребенок в состоянии войны и конфликта с окружающими. Позитивная составляющая – поддержания тонуса, необходимого, чтобы пройти этот кризис;
* симптом обесценивания проявляется в том, что ребенок начинает ругаться, дразнить и обзывать близких людей. Позитивная составляющая – формируется самостоятельность путем снижения авторитета родителей;
* деспотизм – ребенок заставляет маму и папу делать все, что он требует. По отношению к младшим сестрам и братьям деспотизм проявляется как ревность. Позитивная составляющая – малыш познает волю над собой и другими.

Рекомендации родителям
1. Первое, что нужно уяснить родителям, – переживание кризиса вашим ребенком говорит о том, что ваш малыш развивается. Чем ярче и активнее проходит кризис, тем интенсивнее развитие.
2. Родителям важно пересмотреть свои отношения с ребенком. Прежнее отношение к нему как к маленькому и неумелому, ограничение его активности и инициативы только обострит течение кризиса и сделает вашего малыша еще более несговорчивым.
3. Начните уважительно относится к заботам и действиям своего чада, деликатно оценивайте его достижения, поддерживайте его.
4. Сверхопека либо безнадзорность и соответствующие реакции ребенка на такие ваши действия говорят не о его кризисе, а о дефектах в самом воспитательном процессе.
5. Не придавайте большого значения капризам и упрямству вашего малыша. Примите к сведению приступ, но не очень волнуйтесь за ребенка. Дайте почувствовать, что вы его понимаете, а когда он успокоится, скажите, что все равно его любите.
6. Попытки что-то внушить ребенку, ругать или отшлепать только еще больше будут его будоражить.
7. Будьте последовательны в своем поведении: сказали «нет» – значит нет.
8. Если приступ у малыша в общественном месте, лучший способ его успокоить – взять за руку и унести.
9. И последнее. Можно сказать, что кризис ребенка – это испытание для его родителей. В этот период от вас потребуется много терпения, ресурсов, творческих способностей и юмора. Если вы не знаете, что делать с малышом, когда он превратился в маленького монстра, попробуйте для начала просто переключить его внимание на что-то интересное.
Удачи!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *