ОСМД подождут

Сам создал, сам отменил
Сегодня в Украине существует уже более 14 тысяч ОСМД, в которых проживает более трех миллионов украинцев. Очевидно, что со столь многочисленной группой людей уже надо считаться. Поэтому появление закона, который бы полностью регулировал деятельность обществ совладельцев многоквартирных домов, было вопросом времени.
Интересно, что инициатором разработки законопроекта № 8474, призванного помочь ОСМД, выступил сам Президент Украины, когда 13 октября 2010 г. издал поручение № 1-1/2427 об усовершенствовании нормативно-правовой базы по созданию и функционированию ОСМД.
Ну, а далее последовала в принципе распространенная история принятия (теперь уже непринятия) этого законопроекта. Подготовленный Министерством регионального развития под достаточно жестким давлением общественности документ пролежал полгода в Кабинете Министров без рассмотрения. Еще год ушел на бесконечные депутатские правки, поправки и изменения. В итоге, когда 16 марта этого года депутаты все-таки утвердили этот закон, от его первоначального содержания осталось немногое. Но и этому «немногому» включили красный свет.
Причем на сегодняшний день не совсем понятно – частичное или полное вето применил Президент? Если частичное, то почему дорабатывать законопроект должен Кабмин, а не Верховная Рада? Если полное, то почему речь идет о доработке, а не о разработке нового закона?

8474: что внутри?
Чтобы понять, почему именно законопроект об ОСМД не прошел, необходимо знать, какие именно положения он содержал. Приведем лишь часть из них. К примеру, было в нем положение об обязательном членстве в ОСМД, предусматривающее оплату членских взносов всеми собственниками квартир в доме. Было и положение о том, что ОСМД имеет право выступать заказчиком работ по капитальному ремонту и получать средства из государственного и местного бюджетов. Сегодня заказчиком и распорядителем средств является исключительно управление ЖКХ.
Еще один момент – проект Закона прямо предусматривал и гарантировал ОСМД право самостоятельно выбирать поставщика жилищно-коммунальных услуг. Но самый главный пункт касался все-таки земельных отношений. Приведем цитату из документа, утвержденного депутатами 16 марта: «В случае создания в многоквартирном жилом доме ОСМД земельный участок, на котором находится многоквартирный жилой дом, принадлежащие ему здания, строения, а также придомовая территория по ходатайству высшего органа управления объединения передается бесплатно в собственность или постоянное пользование этого объединения».

Причина отказа
Официальная версия ветирования законопроекта № 8474 изложена в документе, направленном Президентом в адрес премьер-министра Николая Азарова. Мы приводим его на этой странице. Но, как всегда, есть и неофициальная, зато более правдоподобная версия появления этого вето.
Итак, почему жилищно-коммунальная сфера, при всей своей убыточности и многомиллионных долгах, в очередной раз остается без реформы?
Во-первых, ЖКХ, несмотря на всю свою убыточность, это многомиллионный (миллиардный?) бизнес, в котором есть свои игроки. И изменение правил игры им не на руку. А тот же упомянутый выше пункт о том, что ОСМД сам будет выбирать поставщика жилкомуслуг, легко ломает многие финансовые схемы.
Во-вторых, тарифную реформу невозможно провести без повышения тарифов к экономически обоснованному уровню, а это – социальное сопротивление. То есть довольных жизнью в сегодняшней Украине от принятия этого законопроекта станет еще меньше. Тогда как в канун выборов все должно быть ровно наоборот.
– 25 апреля в Киеве пройдет конференция, организованная НКРЕ, которая соберет глав и представителей ОСМД со всей Украины, – говорит председатель правления общественной организации «Объединение жилищно-строительных кооперативов, совладельцев многоквартирных домов «Виктория» Людмила Шанц. – Если удастся, в этих же числах мы проведем в столице пресс-конференцию, на которой более подробно расскажем о сложившейся ситуации.

P.S.
Теперь законопроект об ОСМД ждет приблизительно следующая судьба: усовершенствование до 15 июня. Потом месяц – общественные слушания и до 15 августа – подача в Верховную Раду. Вот только одно «но» – новый закон процедурно не успеет пройти два чтения до завершения полномочий нынешней Верховной Рады. И будет снят с рассмотрения.
Получается основная цель Администрации Президента – в очередной раз усадить ОСББ за разработку законопроекта вместе с Кабмином, так сказать, занять делом, дотянуть до выборов и забыть?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *