Начни с себя!

С улицей, на которой она живет, у нее связаны тяжелые воспоминания. «Зачем же улица, если она ведет не к Храму?» – недоуменно спрашивает старушка. Она твердо поняла за долгую жизнь, что людям нужны только те дороги, которые ведут к Храму добра, правды, справедливости, красоты и истины.

У Андрея Платонова есть роман «Котлован». Этот образ – символ советской жизни – оказался настолько точным, что его используют и по сей день. Он подходит и к нашей истории. Как и тогда, народ Украины вновь захотел построить «новый мир». Но мастера державного строительства, выпускники одной и той же торгово-политической ремеслухи вместо обещанного Храма вырыли только глубокий Котлован. Освоив, впрочем, по ходу дела все ресурсы страны.

У меня нет ностальгии по советскому прошлому. Но у меня, как и у большинства моих знакомых, осталось мало надежд на цивилизованное украинское будущее. Что с нами случилось? Почему мы так бедно живем? Сколько упущено лет и возможностей, сколько жизней растрачено зря. Может, прав Фазиль Искандер, отвечая на эти вопросы так:
«Мы прозевали время свое, прошляпили, протрепав.
В этой стране все зыбко плывет, даже тюремный устав.
Мы припозднились, гоняя дымы, шары, чаи,
Глянул в окно, а там давно гниют, фашизея, свои».

Сегодня кое-где к кое-кому вроде бы изредка приходит понимание, что если и дальше продолжать «гонять шары и дымы», как это было на протяжении почти 20 лет независимости, то Украина как государство вполне может и не состояться. Причем вопрос несостоятельности решается не когда-нибудь, через века, а уже сегодня. Учитывая глобальные реалии, этот процесс может сопровождаться явлениями, возможности которых явно беспокояит наших соседей по Европе. Пожалуй, даже больше, чем нас самих, целиком захваченных дерибаном, песнями, плясками и гламуром. Вероятно, поэтому европейцы пытаются помочь, кредитуя достройку нашего Храма и дороги к нему. Однако и здесь наши прорабы государственного строительства вновь проявили последовательность в своих пристрастиях к дерибану. Кредиты МВФ «под Ющенко-Тимошенко» в очередной раз исчезли, не оставив ни малейшего следа, кроме долгов.

Здесь, наконец-то, соседи-европейцы поняли, что нашим «мастерам-строителям» вполне под силу проглотить все деньги мира, ничего не дав взамен. И теперь уж кредиторы решили взять под свой контроль как наше державное строительство, так и свои кредиты на него. Отсюда берет начало риторика наших политиков о необходимости проведении системных реформ в государстве, альтернативой которым, в конечном счете, может быть небытие страны. Народ понимает эту необходимость и готов к переменам.

Но давайте-ка прикинем ресурсы для такого дела и наши шансы на успех. Это достаточно просто. При наличии политической воли и совести всего-то и нужны – деньги и доверие народа. С деньгами ясно – они заемные. А как у нас с доверием? Его ведь не возьмешь в долг.

Конфуций писал: «На вопрос об управлении государством Учитель ответил: «В государстве должно быть достаточно пищи, должно быть достаточно оружия и народ должен доверять правителю». Его спросили: «Чем, прежде всего, из этих трех можно пожертвовать, если возникнет крайняя необходимость?» Учитель ответил: «Можно отказаться от оружия». На следующий вопрос: «Чем, прежде всего, можно пожертвовать из оставшихся двух, если возникнет крайняя необходимость?» Учитель ответил: «Можно отказаться от пищи. Но без доверия народа государство не сможет устоять».

Так, как же все-таки обстоят дела у нас с доверием народа правителям? События с Налоговым кодексом продемонстрировали, что и с этим ресурсом у нас есть большие проблемы. Вероятно, это было наивно, но народ ожидал, что эти ребята из парламента и правительства, понимая свою ответственность за положение дел в стране, справедливо разделят с народом все тяготы и лишения. К примеру, задекларируют свои расходы и справедливо заплатят налоги в казну. Но цели оказались для этих парней не настолько важными, чтобы умерить свои аппетиты. Бело-голубые интеллектуалы и бело-сердечные правдолюбцы, красные и оранжевые борцы за рабочее дело и национальные святыни, маневренные народники, мудрые и великие экономисты вдруг дружно оказались по одну сторону политического водораздела. Вы-то, люди, думали, что это злой рок их попутал с депутатскими льготами и привилегиям, от которых они, при всем своем стремлении, много лет никак не могут избавиться. И что высшие должностные лица государства, из каких-то высоких соображений, дарят своим соратникам и оппонентам государственное имущество и землю, которое им и не принадлежит-то вовсе. Теперь нам должно быть ясно: нет ничего случайного в этом явлении! Просто есть мы и есть они. Они, несмотря на различие в цветах партийных знамен, классово близкие друг-другу люди. С одной на всех идеологией. Идеологией жлобства, наживы и дерибана. Им не нужна эта Родина, им нужны ее деньги.

Народ, вновь выйдя на Майдан, отказал в доверии своим политикам. Он понял, что это жлобство и коррупцию победить невозможно при отсутствии неуклонной политической воли и человеческой морали у первых лиц государства, без независимых средств массовой информации и честной судебной системы. Потому что никакая коррумпированная власть без внешнего общественного контроля не сможет себя переделать. И если подавляется независимая пресса и одновременно провозглашается курс на чистоту своих властных рядов, мы уже знаем: происходит обман. Если суды и прокуроры всех мастей выполняют поручения, а не законы – это торжество коррупции. Если власть корежит и уничтожает честную политическую конкуренцию, жонглируя выборным и всяким иным законодательством, значит, она вновь подвержена коррупции. Мы уже поняли, что наши законодатели вполне сознательно закладывают в законы коррупционную составляющую. Мы наконец поняли: если они реально не начнут с себя, то все клятвенные заверения о самых благих намерениях на этом пути с созданием новых декоративных структур национального уровня можно сравнить с попытками орошения Сахары методом плевка.

И мы не забудем эти лица, эти фамилии и эти цвета партийных штандартов до следующих выборов, даже если они состоятся через много лет.

И в заключение еще чуть-чуть из нашей поучительной советской истории. Всего в двух строфах Булата Окуджавы, опубликованных в 1980 году:
«Вселенский опыт говорит,
 что погибают царства
не оттого, что тяжек быт
или страшны мытарства.
А погибают оттого
(и тем больней, чем дольше),
что люди царства своего
не уважают больше.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *