На «Мотор Сичи» побывали депутаты экологической комиссии горсовета
Вместе с тем, как говорят члены депутатской комиссии по экологии, приехавшие проверить выполнение требований новой городской экопрограммы на «Мотор», сегодня вопрос охраны окружающей среды наконец-то сдвинулся с мертвой точки, причем сим направлением всерьез обеспокоились и руководители крупных металлургических предприятий. Этим заводам, говорит руководитель комиссии Людмила Завгородняя, – особое внимание, и подобные рабочие визиты туда запланированы в первую очередь.
«Положительная тенденция отношения к экологии в нашем городе наметилась и прослеживается достаточно четко и красиво. Особенно на протяжении последнего года меня радует «Запорожсталь», предприятия металлургического комплекса. Хотя, понятно, когда долго что-то не делалось, требуются капиталовложения и человеческие ресурсы», – уверена депутат горсовета.
Впрочем, по ее словам, их комиссия наведывается не только на меткомбинаты, но и к машиностроителям. Очередным по плану предприятием стал именно «Мотор». Несмотря на то что там производство кардинально отличается от выплавки стали либо чугуна, а, значит, экоситуация не такая напряженная, выбросы, конечно же, имеют место. Весь вопрос в системном подходе к их минимизации.
Технический директор АО «Мотор Сич» Павел Жеманюк – а именно ему пришлось рассказывать гостям о природоохранных мероприятиях завода – заявил, что у запорожских моторостроителей всегда был и будет Кодекс экологической политики. Это, своего рода, экологическая конституция, нормы которой строго соблюдаются. «У нас 862 источника выбросов, и все они паспортизированы. 271 источник оборудован пылезащитными средствами. Также мы работаем над снижением выбросов в плане разработки двигателей. Если раньше нормы были в двигателе до 150 миллиграммов на литр, сегодня задача стоит сделать – и мы уже все практически такие двигатели выпускаем – до 70 миллиграммов. Это двигатель, который работает на газе. А если двигатель, который работает на керосине, – там у нас до 50 миллиграммов. Все двигатели проходят тесты, все эти параметры записаны», – говорит Жеманюк.
Кроме того, заверяет специалист, на «Моторе» сокращено время испытаний двигателей: если раньше они проводили на стенде до 10 часов, то сегодня почти в два раза меньше. Впрочем, это не означает, что качество продукции завода хуже проверяется. Уменьшение времени для тестов происходит за счет использования новейшей техники, в том числе высокоскоростных компьютеров.
Помимо этого, отчитываются «моторовцы», на территории предприятия построена теплоэлектростанция, которая имеет КПД до 70 % и работает на так называемых отходах промышленного тепла, а замкнутая система позволяет полностью исключить попадание загрязненной воды в Днепр.
За счет модернизации оборудования «Мотор», согласно отчетам, уменьшил потребление газа с
52 миллионов кубометров в начале 90-х годов, до 38-ми в 2012-м. Все это, утверждают представители завода, происходит на фоне постоянного мониторинга состояния окружающей среды.
Увиденным и услышанным депутаты, судя по всему, остались довольны, заметив вместе с тем, что экологическую культуру необходимо продвигать не только среди предприятий, но и среди всех запорожцев. Тогда, мол, и следует ждать кардинальных изменений.