«Мотор Сич»: отобрать и поделить?

Как прославленное моторостроительное предприятие стало
заложником собственной инвестиционной привлекательности

 

motor-sichБольшинство центральных и запорожских СМИ уже информировали своих читателей, слушателей и зрителей о проведенных обысках на запорожском ПАО «Мотор Сич», в принадлежащем предприятию банке, страховой компании и по месту жительства некоторых должностных лиц. 20 июля эти процессуальные действия провели в Запорожье следователи Генпрокуратуры, задействовавшие службы Нацполиции по борьбе с экономическими преступлениями.

 

В тот же день пресс-секретарь генпрокурора Лариса Сарган победоносно доложила общественности о том, что прокуратурой вскрыта теневая схема хищения государственных средств на сумму 350 млн. грн., которая в течение четырех лет реализовывалась должностными лицами «Мотор Сичи». В результате изъяты наличные в сумме около 10 млн. грн. и антикварные ценности (в подтверждение были продемонстрированы коллекции монет и наград). Конечно же, на фоне прокурорских бриллиантов, губернаторских схронов и депутатских коллекций часов, авто и дворцов, мало-мальски разбирающихся людей все это, мягко говоря, не впечатлило.

 

И вот уже на следующий день на совещании в Днепре даже такой радикальный революционер, как нынешний генпрокурор Юрий Луценко, был гораздо более сдержан в комментариях. Он официально сообщил, что в настоящее время открыты четыре уголовных производства по «Мотор Сичи», в т. ч. одно по линии СБУ, в связи с тем, что отчуждение части акций оборонного предприятия было не согласовано с соответствующими государственными органами. Еще в одном деле, по словам г-на Луценко, «речь идет о возможном завышении цен на двигатели с последующим выведением средств через фиктивные структуры, в т. ч. через использование т. н. «мусорных акций».

 

Генпрокурор отметил: «…никто не назначает подозрение, а тем более виновных. Мы должны проанализировать документы, кто подписывал, кто разрешал. Лишь после этого изучения, обысков и экспертиз объявим подозрения…»

 

Осторожность в деле «Мотор Сичи» Юрию Витальевичу, надо полагать, не помешает. Уже не раз громогласные обвинения генпрокурора и его подопечных впоследствии не выдерживали испытания элементарной логикой. Вот и на этот раз при ближайшем рассмотрении предмет, о котором говорит Луценко, не тянет на сенсацию.

 

Ни для кого не секрет, что с 1994 г. «Мотор Сич» является акционерным обществом с частной формой собственности, акции которого принадлежат отдельным физическим и юридическим лицам. Обращение таких акций является свободным и неподконтрольным эмитенту, т. е. самому предприятию.

 

Информацию относительно владельцев акций предприятие получает из депозитарного учреждения лишь с целью информирования акционеров о результатах его работы и выплате дивидендов. Владельцы таких акций являются самостоятельными дееспособными участниками рынка ценных бумаг, действующими по собственному усмотрению, имеющими право продавать принадлежащие им акции любому физическому или юридическому лицу и несущими индивидуальную ответственность за совершенные ими правовые действия.

 

На эти обстоятельства в своем официальном заявлении обращают внимание общественности совет директоров и профсоюзный комитет ПАО «Мотор Сич».

 

Обращение таких акций осуществляется через лицензированные финансовые учреждения и не может быть подконтрольным эмитенту и его должностным лицам.

 

И что самое главное, государственная доля в уставном капитале ПАО «Мотор Сич» составляет — аж 0%. Так о каком согласовании с госорганами отчуждения акций идет речь? Хотелось бы ясности в этом вопросе.

 

Генпрокурор сообщил также о раскрытии своим ведомством факта хищения руководством предприятия государственных средств путем завышения цен на двигатели с последующим выведением этих средств через фиктивные структуры.

Этот момент также прояснен в заявлении к общественности ПАО «Мотор Сич». В нем говорится, что участие предприятия в оборонно-промышленном комплексе страны ограничено исключительно выполнением отдельных оборонных заказов, контракты на которые заключаются согласно процедурам, установленным законом «Об осуществлении государственных закупок». Контроль за выполнением таких контрактов и установлением цен также осуществляется госорганами в порядке, предусмотренном постановлением Кабинета Министров Украины от 24.04.2011 г. №464 «Вопросы государственного оборонного заказа». Цена выполнения таких заказов устанавливается представителями Министерства обороны уже после их фактического выполнения путем проверки и анализа расходов предприятия.

 

Ввиду того, что перечень расходов на изготовление продукции оборонного назначения и услуги, утверждаемый Минобороны Украины, является ограниченным и не компенсирует всех понесенных предприятием расходов, указанные контракты для предприятия убыточны. Кроме того, цена на продукцию и услуги, являющиеся предметом гособоронзаказа, предприятием не устанавливается самостоятельно, а принимается (утверждается) на уровне заказчика — Минобороны.

 

Таким образом, «Мотор Сич», не будучи участником госконцерна «Укроборонпром», невзирая на убыточность гособоронзаказа, регулярно заключает убыточные для себя контракты с целью содействия повышению обороноспособности страны, освоению производства военной техники, которая способна заменить физически и морально устаревшее вооружение, годами закупавшееся лишь у иностранных производителей.

 

Т. е. о каком завышении цен и хищении государственных средств путем их выведения через «фиктивные структуры» идет речь? Тем более что после поступления государственных (бюджетных) средств на расчетные счета ПАО в качестве оплаты за предоставленные услуги или выполненные работы по оборонному заказу эти средства перестают быть государственными (бюджетными), право собственности на них переходит к ПАО, и похитить их в качестве государственных невозможно.

 

«Эта простая по логике, фактам и юридическим обстоятельствам истина, к сожалению, осталась без внимания Генерального прокурора Украины Ю. Луценко, что привело к ошибочным выводам», — говорится в сообщении предприятия. В общем, согласитесь, что в истории с наездом на прославленное предприятие и обысками в его дочерних структурах и у отдельных сотрудников гораздо больше вопросов, чем ответов.

 

 

Реакция топ-менеджера и основного акционера ПАО «Мотор Сич» Вячеслава Богуслаева была еще более лаконичной. Герой Украины и народный депутат назвал это «ток-шоу» и обвинения чепухой и пригласил генпрокурора на предприятие, чтобы публично подтвердить свою оценку. Конечно же, уважаемый руководитель высказал и сожаление — сегодня благодаря заключенным выгодным контрактам китайская компания Skyrizon уже перечислила на модернизацию предприятия 100 млн. долл. США (в счет обещанных 250 млн.). А если поспешно озвученные подозрения делаются, чтобы отпугнуть инвесторов, что тогда?

 

zotov2Не менее интересными наблюдениями поделился с «2000» известный запорожский журналист, главный редактор издания Pravda.in.ua Валерий Зотов. При чистом доходе «Мотор Сичи» за 4 года (2013-2016 гг.) 43,69 млрд. грн. сумма 350 млн. грн. якобы украденных средств (из дохода ПАО, а не бюджетного кармана, разумеется) составила бы ни много ни мало 0,8% полученного предприятием дохода.

 

Для простой кухарки или кондитера это скандальная или находящаяся за пределами мечтаний цифра. Но для менеджмента крупнейшей компании с филиалами на нескольких континентах, коей является «Мотор Сич», это всего лишь неизбежные рисковые потери.

 

Для сравнения: мировая практика маркетинга продвижения не самого брендового товара на внешних рынках составляет до 12% чистого дохода. В случае запорожского предприятия эта цифра составляет 5,94% (2,59 млрд. грн.). И это мы говорим только о договорах комиссий (без рекламы и т. н. непредвиденных расходов).

 

Так не проще ли вместо манипуляций с убыточным госзаказом приплюсовать упомянутые 0,8% к 5,94% и получить эти деньги чистоганом в любом офшоре, без шума и пыли, ко взаимной радости продавца и покупателя?

 

Еще несколько цифр из отчетов о деятельности предприятия. За четыре года — с 2013-го по 2016-й — 27 тысяч работников ПАО «Мотор Сич» получили 4,7 млрд. грн. зарплаты и 2,02 млрд. грн. социальных выплат. Если приплюсовать к этому деньги акционеров, потраченные на прямые налоги — 3,18 млрд. грн., и 6,44 млрд. грн. на оплату товаров, работ, услуг, получается 16,5 млрд. грн. К этому следует добавить внутренний НДС и налоги на дивиденды, налоги с прибыли от торговли акциями. Сопоставим это с якобы украденными 350 млн. грн. — и опять получим мизер.

 

Ни для кого не секрет, что даже в это сложное время благодаря слаженной работе менеджмента и коллектива «Мотор Сич» продолжает выпускать авиадвигатели, другую сложную продукцию и в значительной степени формирует позитивный международный имидж Украины. А что значит работа предприятия для региона, в Запорожье никому объяснять не надо.

 

Это не только стабильная оплата труда, сохраненные рабочие места, но и развитая социальная сфера, меценатство, новые объекты, системная работа с ветеранами, молодежью, детьми и инвалидами, финансирование профессионального спорта и многое другое. Только за 2016 г. отчисления предприятия в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды составили 2 млрд. 742 млн. грн.(!) Кому от этого плохо?

 

И еще один момент, на который следовало бы обратить внимание. После банкротства банка «Финансы и кредит» государственному Фонду гарантирования вкладов физических лиц (ФГВФЛ) вместе с другими активами учреждения достались 7% акций ПАО «Мотор Сич». При нынешней капитализации предприятия и возникшем к нему интересе китайских инвесторов эти акции потянут никак не меньше чем на $20 млн.

 

Скандальные обыски на предприятии начались 20 июля, а на 28 июля ФГВФЛ объявил аукцион по продаже указанного пакета акций. Поэтому нетрудно заметить, что процессуальные действия прокуратуры и открытие уголовного производства накануне объявленных торгов играли на понижение стоимости ценных бумаг. Неужели кто-то в верхах, не понаслышке знакомый с фондовым рынком, решил по-легкому срубить гривен эдак миллионов сто?

 

Пока что решением исполнительной дирекции фонда пакеты акций ПАО «Мотор Сич» (ISIN UA4000143135) были сняты с продажи. Но это означает лишь, что инвестора отпугнуть не удалось, и давление на предприятие будет продолжаться. Данная версия находит подтверждение: по предварительной информации, к «Мотор Сичи» теперь начала проявлять жгучий профессиональный интерес Государственная фискальная служба.

 

На пользу ли это Украине? Вопрос не праздный. Предприятие, которому неоднократно предрекали смерть из-за сворачивания контактов с Россией, нашло возможности для развития и получило многомиллионный кредит доверия от китайской Skyrizon Aircraft Holdings. Однако украинские власти с упорством, достойным лучшего применения, продолжают рыть яму высокотехнологичным отраслям. Что ж, наверное, есть политический заказ и на это.