Статистика благополучия: комментарий к ситуации в прокуратуре и полиции

3 мая сего года во второй половине дня в актовом зале областного УМВД руководитель Национальной полиции Украины Сергей Князев представил в должности начальника Главного управления Национальной полиции в Запорожской области Сергея Комиссарова. Предшественник — Олег Золотоноша переведен в Киев, якобы на повышение, но суть не в этом. Уже на следующий день ранним утром 4 мая были проведены обыски практически во всех отделах и отделениях полиции и прокуратуры в Запорожье, затем в Васильевке, Токмаке, Пологах и т. д. Через несколько дней — в областных аппаратах, где изымались личные дела сотрудников, другие документы. Проводились обыски и по месту жительства ряда должностных лиц этих органов, на некоторых из них изъяты наркотики, оружие, другие запрещенные предметы.

К вечеру того же дня появились и первые комментарии центральных правоохранительных инстанций о том, что вышеназванные процессуальные действия проводят Служба внутренней безопасности полиции, прокуратура и СБУ в рамках криминального производства, открытого по ст.365 УК «Превышение власти или служебных полномочий». В ходе этой операции проверяются и расследуются факты фальсификации материалов уголовных дел с целью завысить показатели раскрываемости. Речь идет о тех преступлениях, в основным многоэпизодных фактах, по которым по тем или иным причинам, написаны явки с повинной об их совершении лицами к ним не причастными. В основном психологически сломленными людьми: БОМЖами, наркоманами и прочими, находящимися на свободе или отбывающими наказание, готовыми за определенные преференции (дозу наркотиков, спиртного, кусок колбасы, изменение режима содержания и т. д.) «взять на себя» несколько эпизодов неочевидных правонарушений: краж, грабежей, хулиганств.

История вопроса

Если быть объективным, то надо честно сказать, что регулировать статистику раскрываемости или снижения преступности пытались и в былые времена. Периодически конечно, когда менялся руководитель государства или министр, чтобы показать успехи, кому-то из руководителей надо было получить звание, награду, создать предпосылки для выдвижения на вышестоящую должность или в конце концов не отставать от других по показателям. Как правило, шли по пути укрытия преступлений от учета, что вообщем-то никого и ни к чему особо не обязывало, за исключением ответственности исполнителей (опер — участковый — дежурный — начальник отделения розыска).

Но зачастую риск не удавался — прокуратура или проверяющие сверху выявляли такие злоупотребления. За этим следовали увольнения и даже уголовные дела. Система теряла практических работников, среди которых были и не самые плохие. Разгромные приказы доводились до всех, и наступал период борьбы с укрытиями преступлений от учета. Тоже как вариант пиара для первых лиц.

Гораздо менее системными были случаи, когда задержанный «брал на себя» чужие преступления. В основном, такие единичные факты были связаны с применением физической силы или угроз к подозреваемому со стороны правоохранителей по резонансному преступлению, которое хотелось побыстрее раскрыть и снять с контроля. Как правило, большинство таких злоупотреблений вскрывались и наступала ответственность. В общей же массе эти преступления на статистику в целом не влияли.

Пойти же на добровольный сговор с преступником по фальсификации раскрытия в системе МВД не поощрялось, не говоря уже о такой методике корректировки раскрываемости как стратегии МВД. В советские времена при всей нашей критике тех лет сегодня, а также в первоначальный более-менее стабильный период развития независимого украинского государства, сращивания милиции и прокуратуры с преступной средой не было, да и не могло быть.

Статистика сегодня

По статистическим данным в 2017 году количество криминальных правонарушений в области в сравнении с 2016-м уменьшилось на 33,2% (!) (31944 против 47856). А вот в едином журнале учета заявлений и сообщений о криминальных правонарушениях и других событиях зарегистрировано 379106 заявлений (в 2016-ом — 325829). Получается, что количество заявлений о правонарушениях увеличилось на 50 тысяч с лишним, а криминальных производств уменьшилось на 16 тысяч. Парадокс, даже если учесть, что в разных заявлениях много информационного мусора (например, многочисленных благодарностей и признаний в любви полиции и прокуратуре). Достаточно посмотреть на эти несколько цифр, чтобы многое понять и среагировать. Но…

Промолчали, даже когда поверхностная проверка Генпрокуратуры минувшей осенью выявила 140 случаев нерегистрации заявлений о правонарушениях.

А если еще вникнуть и попытаться разобраться в статистике фактически (а не по отчетам) направленных криминальных производств в суды? В этом, извините за выражение, бардаке «конь не валялся».

Вот такая в двух словах статистика благополучия в борьбе с преступностью в области. Да и только ли у нас, и почему коренной перелом, а по сути победу над криминалитетом, показывают сейчас?

Все просто — в начале прошлого года и в МВД, и в Генпрокуратуре вдруг поняли, что разрекламированная реформа обеих структур — фикция. Но ведь перед народом, т. е. налогоплательщиками, надо оправдаться за выброшенные миллиарды на ветер и потраченные на себя. Не просто рассказать об эффективности так называемых реформ, а подтвердить это статистическими цифрами и примерами. И не только о снижении преступности в стране без каких-либо объективных предпосылок (социальных, экономических, психологических, распространенности оружия и т. д.), а показать возросший профессиональный уровень практических служб и их успехи в раскрытии преступлений.

И пошло, и поехало по всем областям и регионам. Так что, не только у нас в области, а повсеместно ситуация почти одинакова.

Выскажем теперь свою точку зрения на результаты недавно проведенных процессуальных действий в отношении запорожской полиции и прокуратуры в рамках ст.365 УК и почему начали с нас.

Причины и следствие

Столь многочисленные и массированные процессуальные действия (обыски и допросы) по органам полиции-милиции и прокуратуры в городе и области проводятся впервые за весь период их существования. К сожалению, подтверждены не только системные факты фальсификации раскрытий преступлений, но и выявлены новые. В т.ч., укрытие от учета, изъятие у сотрудников наркотиков, оружия (что неизбежно — сговор с преступниками требует не только денег, но и многих других запрещенных вещей и предметов). К тому же информация, полученная в результате многочисленной предварительной оперативной работы в этом направлении, проверена далеко не вся. Но почему начали с Запорожья?

Редакция «Правды» всегда поддерживала информационные и дружеские отношения со многими сотрудниками правоохранительных структур. В этой среде после случившегося сложилось мнение о том, что определяющим фактором процессуальных действий стало публичное нежелание бывшего начальника Национальной полиции области Олега Золотоноши покидать эту должность, несмотря на требования Главка. Ко всему этот хлопец, имея безусловно «крышу» в Киеве, попытался усилить свою позицию защитниками из местной власти в лице губернатора, председателя облсовета, депутатов. И те поддались, начав публично защищать, говоря серьезных успехах Золотоноши и его незаменимости. Весь этот дружный хор, конечно же, не предусмотрен ни Законом о полиции, ни Положением о прохождении службы, да и вообще ничем другим. Вот Киев и показал кто есть кто, в т.ч. «крышевателям».

Можно еще объяснить и понять, если руководители области защищали Золотоношу из принципа номенклатурной корпоративности — чиновники этого уровня работают в сфере государственного управления. И хотя «страшно далеки они от народа», это не мешает всем им неплохо жить, почти с одной моралью.

Ну а если это элементарная некомпетентность вышеназванных товарищей? Ведь достаточно профессионально оценить несколько цифр «благополучной» статистики в борьбе с преступностью, чтобы хотя бы промолчать.

Но есть, безусловно, и другая причина «почему с нас». После столь видимой и искусственной корректировки статистики борьбы с преступностью в стране из регионов в Центр пошли многочисленные сигналы о фальсификациях. Да, главные исполнители таких криминальных производств: оперуполномоченный — следователь — процессуальный прокурор. Но в процесс фальсификации, тем более что она слишком явная, втягиваются и другие ответственные лица. Те же адвокаты, которые вынуждены закрывать глаза на безобразия, сотрудники исправительных колоний, СИЗО, которые становятся очевидцами в каком состоянии возвращают на место пребывания их питомцев после воспроизведений по липовым явкам. (Достаточно наглядно и качественно эти моменты зафиксированы при воспроизведениях со всевозможными преференциями в Коммунарском районе — арестованный для этих целей был заблаговременно оснащен оперативными службами технической аппаратурой). Конечно же, фальсификация раскрытия преступлений проявлялась и в судах. Можно привести пример, когда на заседании Шевченковского суда процессуальный прокурор отказался от 32-х своих же обвинений по многоэпизодному делу — слишком все было явно, т. е. «шито белыми нитками». Добавьте к этому уголовную среду, ведь преступники не изолированы друг от друга и многим делятся. Плюс оперативная работа, общественное мнение в конце концов. Вот и накопилось подобных сигналов по Запорожью больше чем по другим регионам, т. е. мы первыми перешагнули критическую точку.

Среди выявленных фактов фальсификаций раскрытия преступлений есть и такие, которые не вписываются в понятие здравого смысла. Например, явки с повинной были запущены в производство от отбывающего наказание в местах лишения свободы заключенного, который «чистосердечно» рассказал о многочисленных кражах на свободе в период своего нахождения в колонии. В Заводском отделении один и тот же металлический люк с инвентарным номером проходил в качестве вещественного доказательства по десяткам эпизодов, связанных с явками с повинной. Некоторые ветераны МВД, комментируя происходящее, говорят коротко: «Даже сфабриковать не умеют». Конечно же, такая оценка неправильная, но она свидетельствует и об уровне профессионализма многих нынешних сотрудников.

Несколько слов о последствиях такой криминальной политики. Прежде всего, напрочь уничтожается главный принцип о неотвратимости наказания за совершенное преступление. Серьезно подрывается имидж полиции, прокуратуры, а значит и всей действующей власти. Наносится ощутимый удар по профессионализму оперативных служб, следствия — при таком подходе специалисты по раскрытию преступлений менее востребованы. А вся система работает на грани сращивания с преступной средой.

Фальсификация раскрытия преступлений ничего не дает потерпевшим гражданам, организациям или предприятиям, всем тем, ради которых и функционируют обе системы. Ни о каком возмещении ущерба речи быть не может, а ведь прежде этот статистический показатель был в числе основных.

Возможны несколько вариантов развития событий и реагирования на выявленные преступления. Отдать всех «под нож», т. е. под уголовную ответственность. Пострадают как всегда исполнители, до конца не осознавшие ответственности за свои деяния или уверовавшие в безнаказанность. А как же руководители полиции и прокуратуры, которые имеют персональный доступ к компьютеру с учетами всех заявлений о правонарушениях, криминальных производствах и почти всегда отвечающие за подчиненных? Виноваты ли в одинаковой степени, например, 7 оперов с Днепровского (бывшего Ленинского) отдела полиции? Или юная дивчина-следователь бывшего Жовтневого, нынешнего Александровского? И вообще, если сложить всех виновных в одну цифру уголовной ответственности или просто уволенных, представляете, какая братская могила получится?

Возможно, что ситуацию лишь рассмотрят на совместных коллегиях и дадут оценку. Кого-то накажут, кого-то уволят, кому-то поставят на вид. И этим ограничатся. Надеемся, что новый руководитель областной полиции Сергей Комиссаров с его опытом и принципами будет объективным и взвешенным при определении степени ответственности. Ведь за всем этим — человеческие судьбы. О реагировании прокурора области Валерия Романова говорить несколько сложнее — он и его команда давно хотят покинуть Запорожье и уехать в Киев или хотя бы в Харьков-Днепр.

Для всех же нас важным есть не количество привлеченных к ответственности, а то, чтобы и прокуратура, и полиция изменили ориентиры и методы работы в учете преступлений, их раскрываемости, т. е. ушли от показухи.

Понятно, что состоится брифинг по вышеописанным событиям и проблемам. На нем также будет озвучена соответствующая оценка руководством областной полиции и прокуратуры. Потому как общественное мнение — действительно определяющий показатель.

Какой еще вывод из всей этой истории. Возможно, главный — к сожалению, и полиция, и прокуратура не только инструменты действующей власти, но и зеркальное ее отражение. Власти, которая потеряла доверие простых людей…